Изделия из фарфора приводят в восторг своей утонченностью и неповторимым качеством. Однако в тонкостях материала и технологиях производства разбираются лишь единицы ценителей. Исправляем ситуацию — рассказываем о видах и рецептах фарфора, вариантах декора и правилах ухода за посудой.
Что такое фарфор и из чего его производят
Фарфор — материал из семейства керамики. Традиционно состоит из каолина, шварца и полевого шпата. В зависимости от примесей может менять свойства и внешний вид.
Из этого материала производят как декор, так и практичные предметы.
Например:
- Статуэтки.
- Шкатулки.
- Чайные и кофейные сервизы.
- Столовые приборы и кухонную утварь.
- Декоративную посуду (в том числе, интерьерные аксессуары Форназетти).
- Сантехнику.
Даже самые простые изделия выглядят изысканно и нетривиально. Поэтому фарфоровая посуда становится желанным гостем праздничных и повседневных застолий.
Фарфоровый коллекционный чайный сервиз
Фарфоровая чайная посуда
Фарфоровая декоративная тарелка с росписью
Фарфоровая декоративная шкатулка с позолоченным декором
Фарфоровая ваза с ручками из меди
Это интересно! Некоторые виды фарфора используются для изготовления роскошных рам для зеркал. Такое обрамление станет удивительным акцентом в классических интерьерах с элементами ар-деко.
Костяной фарфор: что это, когда и как появился
Костяной или прозрачный фарфор — разновидность материала, в состав которого помимо каолина, шпата и кварца входит обожженная костная мука (зола). Доля вещества колеблется от 25 до 50%.
Отличие материала от других видов фарфора
Обожженная костяная мука делает готовые изделия прочнее и устойчивее к механическим воздействиям. Однако внешне эти свойства никак не выражаются — чашки и блюдца из костяного фарфора выглядят хрупкими и почти прозрачными. Если посмотреть на лампочку или солнце через их стенки, можно увидеть источник света.
Костяной материал считается наиболее ценным из всех видов фарфора. Чем больше в составе золы, тем выше стоимость. Посуда из такого сырья идеально подходит для эффектной сервировки стола.
Чашка и блюдце из костяного фарфора
История материала и технология производства
Эта разновидность материала появилась в XVIII веке в попытках превзойти рецепт китайского фарфора. Задача не удалась, зато родилась новая формула прочного сырья для создания элегантной посуды. Сейчас изделия из костяного фарфора популярны во всем мире благодаря удивительным внешним и эксплуатационным свойствам.
Формулу костного фарфора случайно получил Томас Фрай. В 1749 году англичанин начал активно экспериментировать с различными дополнительными компонентами. Он попробовал добавить в состав порошка измельченные животные кости, прошедшие высокотемпературную термическую обработку. Продукция из такого материала получилось неплохой, однако до безупречного качества было далеко.
Эксперименты продолжил Джозайя Споуд. Он сделал упор на соотношение ингредиентов и вывел идеальную формулу состава фарфора:
- Полевой шпат и каолин — по 25%.
- Костная зола — 50%.
Предметы из такого фарфора получались ослепительно белыми, легкими, эффектными и очень прочными. Формулу материала подхватили и другие мастера, после чего значительно расширились технологии производства декоративной и столовой посуды.
Твердый фарфор: нюансы и происхождение материала
Это материал, в состав которого входят по 25% кварца и шпата, 50% каолина. Получается неприхотливое сырье, практически не подвергающееся деформации в процессе обработки. Из твердого фарфора получается достаточно прочная посуда преимущественно строгих форм.
Изделия из этого материала обжигают при температуре 1350-1460 °С. После обработки поверхность неглазурованных заготовок напоминает яичную скорлупу — она тоже чуть шероховатая и пористая.
Оттенки твердого холодного фарфора зависят от рецепта материала. Чаще всего получаются молочный, голубоватый или сливочный тона.
Чайная пара из твердого фарфора
Как появился рецепт твердого фарфора
Европейские умельцы очень старались разгадать тайну китайского фарфора и превзойти его формулу. В 1710 году мастерам Беттгеру и Чирнгаузу удалось получить массу достойного качества. Готовые изделия из нее превосходили по прочности даже китайские образцы.
Параллельно стартовала популярность Мейсенской мануфактуры и французского Лиможского фарфора. На заводах активно использовали полученную формулу, постоянно дополняя новыми ингредиентами.
В 1740-х годах в России тоже попытались запустить массовое производство, однако европейские рецепты не подошли. Русский умелец Дмитрий Виноградов разработал свою формулу, подстроенную под состав местных глин. Это дало толчок к выпуску коллекций из твердого материала на “Императорском фарфоровом заводе”.
Мягкий фарфор: особенности и история появления
Мягкий фарфор отличается от твердого уменьшенным количеством каолина в составе и наличием стекловидных примесей. В формулу материала могут входить: селитра, алебастр, морская соль или кварцевый песок.
Важно! Фарфор называется мягким, потому что в процессе обжига изделий материал дольше остается жидким, что увеличивает риск деформации заготовок.
Из мягкого сырья получаются эффектные, почти прозрачные вещи утонченных оттенков белого цвета. Если постучать по посуде пальцем или палочкой, послышится тонкий мелодичный звук.
На мягкий фарфор очень хорошо ложится роспись. Благодаря пластичности сырья на поверхностях предметов получается четкая ровная гравировка.
Однако у материала немало недостатков. Вот основные:
- Если предметы раскалываются, на поврежденных местах виднеется зернистая структура. У посуды из твердого фарфора такие участки останутся почти идеально гладкими и однородными.
- Ударостойкость продукции из мягкого материала примерно в 2 раза ниже, чем у изделий из твердого фарфора.
- Глазурь на посуде из пластичного стекла очень легко поцарапать.
- Участки без глазури со временем достаточно сильно темнеют.
Минусы можно минимизировать скрупулезным соблюдением технологий производства. На фото пример идеального исполнения посуды из жидкого материала.
Чайная пара из мягкого фарфора
Нюансы производства предметов из мягкого фарфора
В процессе плавки состава из стекловидных примесей добавляют глину и гипс, тщательно смешивают вещества. Для усиления прочности готовые изделия из такого материала часто покрывают стеклянной глазурью. Чаще всего защитный слой делают прозрачным, чтобы подчеркнуть интересный сливочный оттенок заготовок. После нанесения глазури изделия повторно обжигают для плотного сплавления защитного слоя с основой.
Температура обжига посуды и статуэток из мягкого фарфора ниже, чем для твердого материала. Независимо от технологии изготовления предметов хватает показателей в диапазоне +1300-1350 °C.
Впервые жидкий фарфор получили на мануфактуре семейства Медичи во Флоренции. Однако рецепт сырья сочли несовершенным и не стали запускать в производство.
Улучшенную формулу получили в 1673 году. Главный мастер руанской мануфактуры Луи Поттер умел создавать из мягкого материала изделия с потрясающей кобальтовой росписью, для которой помимо привычной синей краски использовались еще зеленая и красная. Ему же принадлежит секрет уникальных узоров во французском стиле, сильно отличающихся от традиционного для посуды того времени орнамента в восточном стиле.
Рецепт мягкого фарфора “подхватили” во многих городах Франции. Однако тогда фабрики в основном занимались копированием образцов китайской посуды. Оригинальность стала прослеживаться гораздо позже — в изделиях Венсенской фарфоровой мануфактуры.
Варианты декора фарфоровых изделий
На фарфор можно наносить гладкие или рельефные узоры. Декор делают специальной "долгоиграющей" краской, патиной или позолотой. Еще одна популярная техника нанесения гладких узоров — гравирование.
Гладкие узоры можно наносить на глазурь или под нее. Второй вариант характерен для посуды в китайском стиле, которая узнаваема за счет броской синей росписи на белом фоне. Рисунки наносят на заготовку, после чего накладывают глазурь и отправляют готовые изделия на обжиг.
Узоры на глазури выполняют цветной эмалью. Такой дизайн менее популярен из-за скудной цветовой палитры материала и невозможности нанести идеально ровный рисунок. Зато подобная техника — находка для украшения посуды с абстрактной росписью.
Вечно модная классика — белая фарфоровая посуда без узоров. В таких случаях производители часто делают акцент на необычных формах. Однако и традиционные округлые предметы выдают принадлежность к премиум-классу за счет непревзойденного качества материала.
Известные производители крайне редко выбирают для росписи кричащие кислотные оттенки. И тем более практически не использует перламутр. Подобные материалы для декора могут оказаться небезопасными — в составе часто встречаются свинец или кадмий.
Популярен так называемый кобальтовый фарфор. Это сервизы, утварь и статуэтки, украшенные темно-синей уникальной росписью и позолотой. На фото пример изделия с таким декором. Фарфор и кобальт образуют узнаваемый с первого взгляда гармоничный ансамбль.
Объемные элементы выполняют с помощью перфорации. Сначала мастера отливают украшения в специальных формах, затем наклеивают на готовые изделия.
Фарфоровый сервиз с цветочными узорами
Фарфоровый сервиз с узорами гжель
Фарфоровая чайная пара кобальт
Фарфоровая чашка с объемным декором
Фарфоровый сервиз с декором в восточном стиле
Топовые производители фарфора
Фарфоровые изделия недешево стоят, поэтому репутация производителя многое решает. Проверенные бренды тщательно следят за качеством и безопасностью своей продукции.
Важно! Каждый завод костяного и любого другого фарфора оставляет маркировку на лицевой части донышка. По небольшому значку вы сможете без труда опознать производителя.
Топ производителей качественной чайной и столовой посуды:
- "Императорский фарфор" — легендарный завод, который поставлял сервизы еще царскому двору. Это первое российское производство, по сей день удерживающее первенство по качеству и востребованности изделий. Многие ценители гоняются за продукцией от ИФЗ, поскольку она отличается утонченным исполнением, притягательными формами и удивительными эксплуатационными свойствами.
- Augarten — венский завод, который уже три века выпускает хэнд-мейд посуду премиум-класса. Главная фишка бренда — приурочивание продукции к конкретным поводам. Например, мануфактура выпускает фамильные сервизы с монограммами, лимитированные тиражи чашек и тарелок, коллекционные предметы с нетривиальным оформлением в духе тенденций разных времен.
- Noritake — японский бренд, который изготавливает костяной фарфор по особому, неповторимому рецепту. Посуда от этого производителя славится утонченными формами и элегантными дизайнами. Особо желанны для коллекционеров изделия, украшенные платиной и золотом. Предметы с таким декором считаются эксклюзивом — после выпуска сервизов завод уничтожает заготовки.
- Meissen — первый европейский бренд фарфора, история которого началась со случайного изделия. Заводу уже почти 300 лет, и за это время выпущенные коллекции ни разу не повторялись. Продукцию этой мануфактуры очень любят коллекционеры. Неудивительно, ведь все статуэтки, предметы декора и посуда расписываются вручную. Мастера активно внедряют разные варианты оформления, поэтому изделия всегда в духе времени.
- Villeroy&Boch — крупный производитель блюдец из костяного фарфора и другой посуды. Изюминка бренда — изделия классических форм в потрясающей бело-голубой гамме. Под этой торговой маркой выходят и невероятно колоритные этнические коллекции. А еще бренду удалось добиться жаропрочности продукции, поэтому чашки и блюда можно ставить в микроволновку.
- Royal Albert — еще один известный завод костяного английского фарфора. За столетнюю историю этот бренд выпустил множество коллекций невероятно прочных и красивых изделий. Главное достижение мануфактуры — поставки посуды для королевского двора Великобритании.
Эти компании выпускают разные виды чайных сервизов. Продукция каждого завода узнаваема с первого взгляда — у всех свои рецепты материала и особенности декора.
Какой фарфор выбрать: критерии оценки качества изделий
О качестве материала можно судить по визуальным признакам.
На что обратить внимание при покупке:
- Количество и характер узоров. Качественный фарфор не маскируют богатым разномастным орнаментом. Украшения могут присутствовать, однако большая часть поверхности все же должна оставаться белой. Исключение — кобальтовый декор.
- Подлинный фарфор всегда белого цвета. Обычно преобладают оттенки сливок или свежевыпавшего снега. Умельцы могут качественно покрасить изделия из стекла и фаянса, однако донышко всегда выдает такие подделки. У изделий из подлинного материала там есть ободок, демонстрирующий настоящий цвет.
- Посуда из любого, в том числе жидкого фарфора всегда качественно выполнена. Чашки, чайники, молочники и сливочники должны устойчиво стоять на донышке без перекоса и шатаний.
- На глазурированных предметах не должно быть трещин, царапин, пузырьков воздуха и непонятных точечных вкраплений. Все перечисленное — признак поддельного фарфора или бракованных изделий.
Совет! Если покупаете посуду "очно", обязательно слегка постучите по изделиям. Качественный фарфор издает приятный уху мелодичный звон.
Предметы из костяного фарфора должны быть гладкими и легкими. В руках они кажутся практически невесомыми. Однако хрупкость обманчива — на самом деле чашки и блюдца не разобьются, если случайно уронить их с небольшой высоты.
По внешнему виду можно распознать, с какого завода вышел приглянувшийся фарфор. Например, приверженцы английских традиций наносят на изделия деликатные цветочные узоры или изящный позолоченный орнамент.
Важно! Продавцы подлинного фарфора должны быть всегда готовы предоставить необходимую документацию, подтверждающую качество и происхождение материала.
Фарфоровый сервиз в праздничной сервировке стола
Уход за фарфоровыми изделиями
Чтобы продлить жизнь посуде из фарфора и сохранить ее в первозданном виде, обязательно соблюдайте нехитрые правила ухода. Не переживайте, если изделия вдруг потемнеют — это особенность материала. Особенно часто подобное происходит с костяным фарфором.
Как вернуть изысканный блеск и непревзойденную белизну:
- Протрите потемневшую посуду мягкой губкой, слегка смоченной в скипидаре. Тщательно ополосните и высушите.
- Чтобы удалить следы от чая, кофе или вина, протрите изделия тряпочкой, смоченной в крепком растворе соды и соли (в соотношении 1:1).
- Попробуйте удалить темные пятна непонятного происхождения, сполоснов посуду в слабом теплом растворе нашатырного спирта.
Эти рекомендации спасут, если фарфоровые предметы уже потеряли привлекательность.
Перейдем к профилактическим мерам, которые помогут предотвратить различные неприятности с посудой:
- Не замачивайте изделия из фарфора — от этого они теряют блеск, белизну и прочность.
- Не мойте посуду с узорами очень горячей водой, иначе орнамент быстро потускнеет.
- Не используйте для мытья агрессивные моющие средства и порошки с абразивными частицами — они царапают посуду.
- Выбирайте для мытья специальные средства для фарфора или используйте слабый мыльный раствор.
- Старайтесь не поручать уход за изделиями посудомоечной машине — фарфоровые предметы лучше обрабатывать вручную отдельно от других столовых приборов.
- Перед мытьем снимите кольца, чтобы случайно не поцарапать хрупкие поверхности изделий.
- Вымытую посуду обязательно протрите мягкой тряпкой, тщательно высушите и только потом убирайте в шкаф.
- Если планируете убирать изделия на длительное хранение, переложите блюдца листами белой бумаги, чашки поставьте в ряд.
Важно! Не ставьте в микроволновку фарфоровые предметы с металлизированным орнаментом.
Перед покупкой стоит проконсультироваться с продавцом насчет правил ухода. Дело в том, что некоторые изделия требуют особо бережного отношения, и стандартные рекомендации способны навредить.
Фарфор отлично впишется в сервировку в стиле прованс. Если хотите полностью воссоздать атмосферу, изучите последовательность расстановки посуды и приборов.