"Ничто не сможет лучше, чем это искусство, служить одновременно и украшением, и противоядием…».
Клод Леви-Строс о шпалерном искусстве в интерьере.
Колыбелью древнего ткачества считается Египет. Первые шпалеры были представлены в интерьерах египетских дворцов – изображения фараонов и древних богов тщательно ткали вручную, выводя плавные линии и мелкие детали. В Европу шпалерные ковры пришли из Востока, но изначально предназначались для украшения стен храмов, церквей, став позже стильным элементом знатных домов.
Цикличность истории шпалерного искусства повторяется непрерывно. Сегодня мы наблюдаем новый рассвет высокохудожественного гобелена, интерес к нему со стороны инвесторов, частных дизайн-студий, ткачей и ремесленников. Безусловно, этот самобытный элемент на фоне чрезмерного увлечения нанотехнологиями лишь подчеркнет значимость предметов ручного труда, их очарование и особое тепло в интерьере.
Шпалера в современном эклектическом интерьере
Из этимологии шпалерного искусства
В чем отличие гобелена и шпалеры? Часто шпалеру путают с гобеленом, однако эти понятия несколько отличаются. Шпалера – ковер без ворса с плоским узором из переплетенных шелковых, шерстяных нитей. Гобелен – мануфактурное «произведение», основанное Жаном и Филибером Гобеленами, предприятие которых в 19 веке было выкуплено королевской семьей Франции. Несмотря на дороговизну, продукция, именуемая «гобеленами», пользовалась спросом у знати.
Шпалера «Прощание Августа II Саксонского с сыном». Из серии «История Августа Сильного». 1716 г. Королевская шпалерная мануфактура. Мастерская Мерсье. Дрезден, Германия
В отечественной научной литературе термин «шпалера» используется в отношении безворсовых ковров, произведенных не на оригинальной мануфактуре.
Шпалера ручной работы в интерьере спальни в стиле ампир
Шпалера представляет собой тканую картину, и чем детальнее ее изображение, тем дороже произведение.
Процесс создания шпалер
Для будущих шпалер сначала создаются эскизы – картоны, часто полотна представляют собой репродукцию картин известных французских, азиатских, итальянских художников XIV-XIX вв. На ткацком станке мастер располагает зеркальце таким образом, чтобы видеть каждую отдельную деталь картины, установленную у себя за спиной. Особое переплетение льняных, шерстяных, шелковых, золотых и серебряных нитей позволяет ткачу получить плоское изображение.
В зависимости от типа станка шпалеры подразделяются на 2 вида:
- Готлис – с вертикальным креплением основы;
- Баслис – с горизонтально расположенными нитями основы.
Шпалерное из Коврового кабинета Павловского дворца Санкт-Петербурга
Конечно же, самые изысканные шпалеры представлены в музеях Рима, Венеции, Флоренции, Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа, Мадрида и др. В прошлом они украшали стены церквей и замков.
В эпоху готики в тканых полотнах преобладали библейские сюжеты: Царица Савская, Принесение во храм Младенца Христа, Святой Реми. Франция при Людовике XIV несколько «потеряла интерес» к таким картинам, введя в моду изображения со светскими сценами.
Встреча сеньора со своей дамой сердца. Франция. Аррас XV век. Шерсть, лен. Шпалера
Гобелен "Весна". 1684. Шарль Лебрен. Эрмитаж. Санкт-Петербург
Сбор винограда. Южные Нидерланды. Начало XVI века. Шпалера. Шерсть, шелк
Всего же в средневековом шпалерном искусстве прослеживается 4 главных темы:
- Библейская/религиозная;
- Мифологическая;
- Светская (эпизоды из жизни коронованных особ, знати);
- Пейзажи, цветы.
Моду на определенные стили и сюжеты в шпалерном производстве диктовали ведущие художники. В конце XIX в. мастерские города Обюссон начали создавать вердюры (от франц. – зелень) и мильфлеры – шпалеры с цветочным рисунком, ставшие прототипом цветочных обоев.
Плотность и материалы шпалер
Шпалеры в современном интерьере представлены двумя видами: авторскими полотнами ручной работы и копиями известных гобеленов, которые могут как в точности повторять работы художников прошлых столетий, так и быть скорректированы в зависимости от заказа. Несколько обособленно прослеживается и тенденция создания тканых полотен с графическими изображениями.
Чем плотнее основа шпалеры, тем легче на ней выбивать самые мельчайшие детали, и тем дороже само изделие.
Замок Шарлотенбург, Зимние Апартаменты герцога Вильгельма II. В интерьере использованы шпалеры из серии «История Дон Кихота»
Самым доступным материалом основы шпалер XVIII века была овечья шерсть. В XIX веке для основы иногда использовали шелк, благодаря чему изделие получалось одновременно прочным и легким.
Европейские ткачи чаще комбинировали нити, сочетая лен, шелк, хлопок, конский волос и гарус. Блестящими тонкими нитями выполняли мельчайшие детали, создавали тени.
Плотность означает количество используемых нитей на 1 см. Гобеленовая мануфактура предполагала 6-7 нитей, в XIX веке – на производстве Бове шпалеры ткали из 10 и даже 16 нитей. Но стандартном основы полотен среднего века считается переплетение в 5-6 нитей. Русское современное ткачество «использует» в качестве основы полотен 1-3 нити.
История популярности шпалер в интерьере
По сведениям из летописей известно, что шпалеры не только были частью интерьера королевских покоев, украшением храмов и монастырей, но также служили в качестве перегородок. Знать брала их в путешествия, однако, многочисленные войны и исторические коллапсы привели к тому, что большая часть ценных холстов была утеряна, сожжена или разрезана на куски.
По своей природе шпалера неразрывно связана с архитектурой и живописью
В начале XIX столетия идея оформления великосветских интерьеров при помощи шпалер проникла в императорский дворец. Петербург, а затем и Москва «подхватили» европейскую моду украшения купеческих домов тканевыми полотнами с изображениями пейзажей, придворными дамами, замками и дворцами.
Из усадьбы Кусково
Экспонат из Эрмитажа
Большое влияние на оформление помещений «новой» готики оказало сословие московского купечества, заказывавшее строительство зданий Ф.О. Шехтелю (1859–1926) и П.С. Бойцову (1849 — после 1918). Для создания уюта во внутреннем убранстве использовали мягкие бархатные ткани, ковры и, конечно, шпалеры.
В проектах внутренней отделки С.П. Дервиза (1888–1890; ул. Садовой-Черногрязской, д. 6) и П.И. Харитоненко (1891–1893; ул. Софийская набережная, д.14/12), Фёдор Осипович Шехтель для стен использовал вердюры-французские гобелены со сценами природы.
Экспозиция Мирского замка
Считается, что распространению тенденции послужила художественно-промышленная выставка в 1891 году, на которой московские организаторы старались наладить партнерские отношения между русскими зажиточными заказчиками и изготовителями: шпалер, ковров и изделий из золота, бронзы, керамики. Существовали даже специальные каталоги того времени, где европейские торговцы печатали репродукции шпалерных картин в придуманных интерьерах.
Гобелен для оформления интерьера по мотивам Адриэна Симонтона
Внимание к гобеленовым полотнам в Союзе привлекли ткачи из Польши, Югославии, Венгрии. Основателем школы современного шпалерного искусства в СССР является художник Рудольф Хеймрат из Латвии, заложивший принципы создания тканых картин в 60-е годы.
Известные шпалерные картины: Дама с единорогом, «издание» по Рубенсу, Людовик XIV с братом
Направление барокко в шпалерном искусстве неразрывно связано с выдающимися итальянскими художниками: Рубенсом, Франсисом Снейдерсом, Корнелисом Схютом, Юстусом ван Эгмонтом и другими.
По картинам Рубенса были сделаны целые серии шпалер: «История Деция Муса», «История Константина», «Апофеоз Евхаристии», «История Ахилла».
Пышность и размах – основные черты, присущие причудливому барокко. Шпалеры в стиле барокко и в наши дни становятся украшением дворцовых стилей.
Холст, вытканный по картону Рубенса в 1630-1635 гг. Находится в музее Бойманса-ван Бёнингена (Нидерланды)
В 1619 году в графстве Суррей открывается королевская мануфактура под руководством Филиппа де Мехта, в которой фламандские ткачи начинают создавать шпалеры по картонам Рубенса. В 1632 году в Мортлейк заканчивают серию картин «Геро и Леандр» по эскизам Френсиса Клейна.
В 1630 году Карл I выкупает в Брюсселе картоны Рафаэля «Деяния апостолов», а в 1637—1638 годах на мануфактуре по ним ткут реплики знаменитой серии. Эскизы для бордюров в стиле барокко для этих шпалер создавал Антонис Ван Дейк.
Знаменитые королевские шпалеры вошли в историю и золотой фонд мировой культуры.
В 1663 году руководителем стал придворный художник Лебрен , по картонам которого создали серии величественных шпалерных картин: «Времена года», «Королевские замки», «История Александра Македонского», «История Людовика XIV».
По мотивам французского живописца Шарля Лебрена. Шпалера с изображением Людовика XIV с братом Филиппом
В середине 18 века во французской Турени была обнаружена серия шпалерных картин неизвестного художника «Дама с единорогом». Историки считают, что полотна были «написаны» в 15 веке. Сегодня 6 шпалер хранится в парижском музее Клюни.
Занимательно, что во всех картинах доминирует красно-розовый фон, более характерный для восточноазиатских живописцев. Но множество цветов на полотне делают отсылку к работам итальянских художников того времени.
Картина «Дама с единорогом» была выткана неизвестным мастером
Настенный ковер шпалера «Дама с единорогом»
Шпалеры в интерьере квартиры, дома: смысловая и дизайнерская ценность
И гобелены, и ковры, и шпалеры все чаще появляются в современных интерьерах. Антикварные полотна больше характерны для массивных классических убранств. Но и новое шпалерное ткачество не утратило идеи сохранить благородство прошлых столетий.
Шпалера в интерьере частного дома на восточном побережье Лонг-Айленда
Шпалера 18 века вытканная на шелке. Частный дом во Франции
Бельгийские, французские и итальянские ковры из хлопка с фламандскими мотивами представляют копии картин художников эпохи Возрождения, Средневековья и восхитительного Импрессионизма. Приобрести шпалеры можно в студиях и шоу-румах Москвы, Лондона. Парижа, Рима.
Интерьер с вытканным холстом в доходном доме 1913 года (г. Москва)
Приемная, украшенная гобеленами 1687 года, изображающими Парнаса (Аполлон и музы)
Вошедший в моду винтаж «диктует» свои правила: в ретро-атмосфере уживаются слегка потертые гобеленовые полотна, старинные предметы мебели и декора. Такие шпалеры – превосходно смотрятся в прованс, эклектике и интерьере mid-century modern.
Великолепный гобелен из французской зелени начала 18 века – идеальный акцент для классической гостиной
Шпалеры уместны в интерьере стилей фьюжн, эклектики, конструктивизма 50-х годов
Панно с геометрическим узором – будет уместно в скандинавском и современном стилях. Оригинально выделят интерьер и шпалеры с этническими мотивами: африканскими, восточными, однако в этом случае узор нужно продублировать и в других текстильных элементах, например, на декоративных подушках.
Стойкие колера и эксклюзивность – главные черты шпалеры современного ткачества