Отзывы dg-home

Комплементарные цвета: погружение в мир контраста

Авторы: редакционный отдел блога DG-Home
Подпишитесь, и узнавайте о самых интересных материалах
на dg-home.ru
12 апреля 2023

Теория цвета – захватывающая и многогранная тема, оказывающая влияние на все сферы искусства и творчества. Без неё не существовало бы ни живописи, ни дизайна, ни стильных интерьеров. Погружаясь в мир оттенков и тонов, сложно не столкнуться с понятием комплементарных цветов. Что это значит и как ими пользоваться – разберём в статье.

Содержание
наверх

Цветовой круг Иттена

Имя Йоханнеса Иттена вписано в современную историю колористики и стало нарицательным. Именно благодаря ему – одному из идеологов знаменитой школы Баухауз – появилась простая схема для работы с цветом, хотя исследования и систематизация цветового спектра велись задолго до этого.

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Исследования цвета проводились многими учёными и художниками

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Двенадцатичастный цветовой круг Йоханнеса Иттена

Например, равные количества жёлтого и красного, объединяясь, дают один из цветов второго порядка – оранжевый. Таким же образом получаются фиолетовый и зелёный.

Остальные сектора круга Иттена заполняют цвета третьего порядка – продукт смешения первичных и вторичных. Конечно, такая ёмкая схема не вмещает всего богатства оттенков, доступных человеческому глазу. Но её достаточно для того, чтобы самостоятельно создавать гармоничные сочетания.

Кстати! На базе обучающей программы Иттена для курса в школе Баухауз вышла его книга «Искусство цвета» - настольное пособие художников и дизайнеров.

Сам Иттен так писал о цветовом круге: «Эта система даёт возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации». 

Комплементарное сочетание цветов

Комплементарная схема – один из возможных вариантов применения круга Иттена.

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Комплементарные цвета расположены в круге напротив друг друга

Кроме него существуют и другие:

  • Классическая триада
СЮДА ПОДОЙДЕТ

Триада на круге выглядит как равносторонний треугольник

  • Аналоговая комбинация
СЮДА ПОДОЙДЕТ

Аналоговая комбинация объединяет три соседних оттенка

  • Контрастная триада
СЮДА ПОДОЙДЕТ

Равнобедренный треугольник объединяет три цвета

  • Прямоугольник
СЮДА ПОДОЙДЕТ

Прямоугольник объединяет две близкие пары цветов

  • Тетрада (квадрат)
СЮДА ПОДОЙДЕТ

Тетрада объединяет две пары дополнительных цветов

Все эти комбинации нацелены на то, чтобы помочь творцам выбрать наиболее красивые сочетания цветов и создать на их базе гармоничные произведения.

Комплементарную схему ещё называют контрастной или дополнительной.

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Пример комплементарных синего и оранжевого цветов в интерьере гостиной

Принцип контраста строится на сравнении: большого и маленького, светлого и тёмного. Он работает и в колористике. Один цвет способен визуально ослабить или усилить восприятие другого. Например, салатовые акценты дополнят цвет фуксия в интерьере.

Комплементарные цвета в цветовом круге лежат чётко напротив друг друга. Они как две противоположности – неизбежно притягиваются.

Кстати! Красный и зелёный часто считают несочетаемыми, однако именно они составляют классический комплементарный дуэт.

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Зелёные акценты на красном фоне выглядят ярко, но гармонично

У каждого оттенка существует лишь один такой «антагонист». Смешав пигменты дополнительных цветов, мы получим нейтрально-серый.

Контрастная триада – это расширенная версия комплементарной пары. Такая схема представляет собой равнобедренный треугольник. Вместо одного дополнительного цвета на вершинах треугольника находятся два соседних с ним.

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Цвета этого набора бокалов выбраны по принципу контрастной триады

Если треугольник будет равносторонним, образуется классическая триада. Присутствие третьего оттенка вносит разнообразие в контрастную пару.

Цветовой шар Рунге

За 150 лет до книги Иттена «Искусство цвета» свою систему колористики предложил Филипп Отто Рунге. Обучаясь живописи, он увлекся природой цвета и впоследствии создал объемную модель обширного цветового диапазона.

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Цветовая объемная схема Филиппа Рунге

Рунге было мало плоских раскладок с ограниченным набором оттенков – он хотел вместить в свою схему как можно больше градаций. Для этого он разместил на «экваторе» сферы двенадцать чистых цветов, а на «полюсах» - белый и чёрный цвета.

Кстати! Параллельно с Рунге свою теорию цвета предложил Иоганн Гёте.

Все сектора сферы заполнились более светлыми и более тёмными оттенками по мере приближения к «полюсам». Таким образом получились две половины шара, где цвета обладают разной светлотой.

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Сфера Рунге включает в себя гораздо больше оттенков, чем круговая схема

Благодаря этой схеме, можно создать огромное количество комплементарных созвучий. Контрастные цвета расположены симметрично к центру сферы и зависят друг от друга по светлоте. Так, осветлённому оранжевому будет соответствовать затемнённый в той же степени синий.

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Дизайн этого велюрового кресла выполнен в контрастных оттенках синего, оранжевого и жёлтого

Комплементарные цветовые созвучия обладают большой выразительной силой. Этим свойством пользовались известные мастера искусства разных стилей и направлений. В современном дизайне такие приёмы по-прежнему актуальны.

Комплементарные цвета в искусстве

Чтобы лучше понять принцип комплементарных сочетаний, обратимся к примерам.

Живописные работы Винсента Ван Гога – яркий образец контрастных комбинаций. На картине «Тутовое дерево» жёлто-оранжевая крона буквально светится на фоне сине-фиолетового неба.

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Комплементарные цвета на картине Ван Гога «Тутовое дерево»

Похожие краски художник использует и в других работах, например, «Ночная терраса кафе».

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Контрастное решение картины Ван Гога «Ночная терраса кафе»

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Красно-сине-жёлтая триада на картине Гогена «Женщина с цветком»

Постимпрессионист Поль Гоген пишет картину «Женщина с цветком», обращаясь к цветовому трезвучию оттенков красного, синего и жёлтого.

Авангардный живописец, представитель фовизма, Анри Матисс не боялся впечатляющих контрастов, его «Танец» как нельзя лучше иллюстрирует понятие комплементарной триады.

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Комплементарная триада на картине Матисса «Танец»

Николай Рерих – художник, путешественник, писатель и философ – уделял цвету и технике накладывания красок особое внимание. Из-под его кисти вышли пейзажи, в которых красивые сочетания двух и более цветов создают особое мистическое настроение.

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Мистические контрасты свойственны работам Рериха

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Сиреневые и оранжевые оттенки на картине Рериха «Путь в Шамбалу»

Контрастную схему охотно используют в кино и сериалах. Например, атмосфера фильма Мартина Скорсезе «Хранитель времени» почти полностью построена на сочетании оранжевого света и голубых теней.

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Голубые тени и оранжевые света в кадре из фильма «Хранитель времени»

Сочетания дополнительных цветов любят и мультипликаторы – контрасты привлекают внимание юных зрителей и хорошо запоминаются.

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Мультипликаторы используют комплементарные схемы цвета

Комплементарные созвучия активно применяют фотографы, чтобы расставить акценты в кадре, отделить главное от второстепенного.

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Оранжевый акцент на синем фоне – «фишка» кадра

Дизайнеры также берут на вооружение выразительные дуэты цветов из круга колористики.

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Дополнительные друг к другу красны и зелёный цвета в дизайне упаковки

Шпаргалка по комплементарным сочетаниям

Чтобы с лёгкостью внедрить в свою работу и творчество колористические контрасты, обратитесь к нашим шпаргалкам. В них представлены самые используемые и эффектные дуэты и триады.

Комплементарные пары

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Салатовый и винный

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Фиолетовый и жёлтый

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Ярко-оранжевый и голубой

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Оранжево-жёлтый и фиолетово-синий

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Зелёный и красный

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Оранжевый и синий

Комплементарные триады

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Триада красный-голубой-салатовый

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Триада винный-жёлтый-зелёный

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Триада фиолетовый – оранжево-жёлтый – салатовый

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Триада сине-фиолетовый – оранжевый – жёлтый

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Триада синий – ярко-оранжевый – оранжево-жёлтый

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Триада голубой-красный-оранжевый

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Триада зелёный – винный – ярко-оранжевый

Эти «заготовки» будут полезны при создании любых креативных продуктов: в дизайне интерьера, сайтов, фирменного стиля, упаковки, а также для художественных работ и творческой фотосъёмки. А теория комплементарных сочетаний пригодится в увлекательном путешествии в мир цвета.

Сейчас читают:
Читайте по теме:
«Черный цвет – это структура и завораживающая глубина»: беседа с дуэтом Sisters-design
О вневременном дизайне, черном цвете и поиске вдохновения поговорим с победителями премии «Лучший декоратор 2020» (Elle Decoration) – основателями студии Sisters-design.
Viva Magenta — цвет 2023 года
Яркая малина, к которой, как оказалось, неравнодушен искусственный интеллект.
Атмосфера Прованса: лавандовый цвет в интерьере
Лавандовый цвет – стильное решение для интерьеров в любом стиле! Как сочетать этот оттенок? Где его лучше использовать – в гостиной или спальне, на стенах или мебели?
Бежевый цвет в интерьере
Бежевый цвет в интерьере является беспроигрышным решением. Такая теплая цветовая гамма создает позитивную атмосферу. Ее можно разбавить различными яркими оттенками.
Бордовый цвет в интерьере: благородный дизайн для ценителей
Оттенки бордового в дизайне и их комбинации с другими цветами.
В нежных тонах: пудровый цвет в интерьере
В интерьере пудровый цвет – самый нежный из всех оттенков розового – вовсе не выглядит наивным и инфантильным, как принято считать: наоборот, он невероятно стильный, современный и даже строгий. Он станет ярким и оригинальным решением для любого помещения!
Дизайн интерьера 2023: актуальные концепции, цвета и текстуры
Даем рекомендации, следуя которым вы создадите свой неповторимый стиль, с учетом самых последних трендов интерьерного глянца.
Вечная классика: роскошные и сдержанные интерьеры
Интерьер для дворца или современной квартиры? Особенности дизайна, мебель, декор и мифы, которые «преследуют» классику.