Одна из долгоиграющих архитектурно-строительных биеннале столицы АРХ Москва в начале июня в 27й раз собрала под сводами Гостиного двора ведущих отечественных профи в сфере архитектуры, строительства и оформления пространств. Программа выставки основывалась на четырех ключевых функциях архитектуры: градостроение, искусство, продукт и социальный институт.
«Выставка из года в год продолжает служить ориентиром для профессионалов отрасли и любителей архитектуры».
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.
Вид на выставку Арх Москва 2022 с павильона Тантамареска Артема Укропова
Несмотря на отсутствие участников из дальнего зарубежья в этом году, выставка не потеряла свой шарм, масштаб и зрелищность. Увеличилось количество эффектных и сложных по конструкции инсталляций с глубоким художественным подтекстом. О самых запоминающихся и обсуждаемых экспозициях и событиях поговорим в этом материале.
Цифры: 12500м² экспозиционной площади, более 200 участников, около 30 000 посетителей, 127 мероприятий.
Защита спецпроектов участников в конференц-зоне выставки
Устойчивость в архитектуре
Это стало ключевой и многогранной темой мероприятия. Участники интерпретировали ее не только в энергоэффективном, экологическом ключе, но и в физическом, философском смыслах. Одни увидели устойчивость в балансе формы, другие старались «примирить» цифровое и традиционное, третьи раскрывали тему через экзистенциональное начало, а четвертые предлагали поиграть.
Инсталляция «Плевел»(студия NOYD короткий метр) посвящена первому в СССР вертикальному элеватору
Девиз игры Дженга от бюро Хора: «Нет ничего более устойчивого, чем разрушения, и ничего более постоянного, чем перемены».
В самом центре экспозиционного зала расположилась внушительная и зрелищная инсталляция Москомархитектуры в виде нескольких арок-мостов, перекинутых через переговорную зону со столами и мягкой мебелью. Дизайн стенда отразил проекты 8 мостов через реку Москва, запланированные в ближайшие 5 лет. Авторы показали тему устойчивости через идею связывания: мосты, как и стол переговоров под ними, объединяют людей, обеспечивают коммуникацию.
Интересно! На создание арок ушло 900 листов картона, отправленного после выставки на переработку, что поддерживает направление устойчивой архитектуры.
Картонные мосты от Москомархитектуры – центральная экспозиция выставки
Самым динамичным и притягательным перфомансом выставки получился проект Тиграна Бадаляна «Золотая середина» (Studio TA). Он состоит из двух красных пятиметровых балок, соединенных под прямым углом. Вращение объекта напоминает о том, что в архитектуре все крутится вокруг баланса. А он и есть – залог устойчивости.
Интересно! На горизонтальной части инсталляции можно было покататься, но прежде необходимо найти точку опоры, не препятствующую подвижности объекта.
Инсталляция «Золотая середина» - «аттракцион»-фаворит для посетителей Арх Москвы 2022
На создание самого высокого на выставке пятиметрового павильона студию Laminam Rus вдохновила тантамареска – разрисованный щит с прорезью для лиц, используемый для фотосессий. Одноименный стенд выстроен из трех фасадов с игровыми окошками на разные сюжеты, которые можно обыграть в фотографиях. Так с участием человека конструкция становится целостной, обретает смысловую силу и устойчивость.
О том, что устойчивое будущее невозможно построить без опоры на прошлое, напомнили архитекторы студии DoBuro с помощью причудливой башни из тюков сена, обернутых в пластиковую упаковку.
Самая высокая инсталляция биеннале – Тантамареска от бюро Laminam Rus
Тюки сена от архбюро DoBuro
Спецпроекты выставки
Помимо общей экспозиции Арх Москва всегда организует специальные и кураторские проекты, внося разнообразие в программу и поднимая актуальные вопросы. На этот раз внимание уделено современному градостроению, элитному частному жилью, зодчеству через призму природных катастроф, графике в искусстве и архитектуре.
Арт-объект о раздельном сборе мусора в рамках спецпроекта «Экологическая платформа»
У входа в зал гостей встречали павильоны юбиляров – бюро Резерв (35 лет) и Blank Architects (20 лет). Первые поделились своими нереализованными проектами, демонстрируя эволюцию компании. А вторые за основу дизайна павильона взяли свернутый лист белой бумаги – один из главных атрибутов архитекторов, фигурирующий в названии бюро.
Интересно! Инсталляция Blank Architects заняла первое место в конкурсе от Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Белоснежный павильон Blank Architects изнутри
Уже известный с прошлых выставок проект МОСКВА. ЗНАЧИМО! в этом году предложил порассуждать об объектах, сформировавших архитектурный облик Москвы за пределами ее центра (здание президиума РАН, парк развлечений «Остров мечты», дом авиаторов и др.). Независимо от того, удачными или не очень получились сооружения, они серьёзно изменили городской ландшафт.
Важно! Главными архитекторами года названы Александром Цимайло и Николай Ляшенко (Московское бюро «Цимайло Ляшенко и партнеры»).
Стенды с реализованными проектами за пределами центра Москвы
Павильон спецпроекта «АНТИТЕЗЫ» завораживал таинственной темной атмосферой. Здесь шесть студий-участниц с точки зрения архитектуры противопоставили шесть понятий, связанных с главной темой выставки: «прочность-польза», «покой-движение», «простота-сложность», «вертикаль-горизонталь», «типовое-уникальное», «образ-функция».
Самый темный раздел выставки – «Антитезы»
К примеру, воздушная и фотогеничная инсталляция «Дождь» самарских архитекторов Марии и Дмитрия Храмовых воплощает антитезу покоя и движения. Первое понятие передано основанием из ржавых кубов, а второе – вырывающимся из них потоком белых шаров на тонких нитях.
Романтическая инсталляция «Дождь» о взаимодействии покоя и движения
Читайте также: Нитяные шторы в интерьере: виды и идеи применения.
Настоящий аншлаг собрался на площадке спецпроекта «Дома А-Класса», где профи делились своими идеями и опытом в области строительства элитных частных домов (от 500м² и более). Основополагающие понятия таких проектов: суперкомфорт, эстетика, стиль, здоровье и природа. Особое внимание уделяется энергоэффективности и умным системам управления.
На конференц-площадке спецпроекта «Дома А-Класса» было всегда оживленно
Интересно! В этом году почетным гостем Арх Москвы стал город Дербент, представители которого привезли информационно насыщенный стенд об истории архитектуры города.
Павильон почетного гостя выставки – города Дербента
Свет в архитектуре
Экспозиции одноименного раздела выставки продемонстрировали практически безграничные возможности современных светильников: они управляемые, многофункциональные, гибкие и податливые для создания уникальных форм. Именно такими продуктами порадовал стенд компании Центросвет, которая получила диплом второй степени в номинации «Свет в архитектуре». Из ее гибких неоновых светильников FREELIGHT можно получить форму и композиции любой сложности. Модели легко комбинируются между собой и преобразуются в зрелищные арт-объекты.
Павильон компании Центросвет
Диплом третьей степени достался компании Кубометр света, известной своими объемными белыми светильниками простых геометрических форм для частных и общественных пространств.
Продукция компании Кубометр света
Лучшим в разделе «Свет в архитектуре» признан стенд Ledmonster & IRINA CHUN, в котором органично слились архитектура, дизайн и инновационные технологии. Главные украшения проекта – уникальная радиусная магнитная система Ledmonster и футуристические линзованные светильники от Ирины Чун, совмещающие в себе направленный и рассеянный свет.
Футуристический павильон от Ledmonster & IRINA CHUN
Зеленое строительство
Тема устойчивости не могла пройти мимо экологии, хотя «зеленых» стендов на выставке было единицы. Один из таких – двухэтажный павильон спецпроекта «Экологическая платформа. Устойчивость 4D». На первом его ярусе гостям предлагалось рассортировать разные виды мусора в соответствующие контейнеры.
«Наша посильная задача – озеленить 30% крыш в столице».
Илья Мочалов, первый вице-президент Ассоциации ландшафтных архитекторов.
Тренажер по раздельному сбору мусора
А на втором этаже разместился живой мини-сад с васильками и шалфеем. В обоих случаях активно задействована тема ресайклинга – использование продуктов вторичной переработки (в дренированном слое «зеленой» кровли – переработанный пластик).
Интересно! Одна «зеленая» крыша способна поглотить до 7% парниковых газов от общего объема потребления. Ее можно создать из дикорастущих растений, не требующих ухода.
Живой сад на крыше павильона Экологическая платформа
После длительных исследований в поисках производства материалов с минимальным углеродным выбросом Дмитрий Липман (бюро Lipman Architects) получил уникальный биологически чистый продукт. Это строительные блоки, выращенные из мицелия грибов и опилок, – «симбиоз архитектуры и живой природы». Они легкие, прочные и полностью биоразлагаемые.
Биоразлагаемые строительные блоки, выращенные из грибов и опилок, - экоматериал из будущего
Читайте также: Особенности экостиля в интерьере.
Архитектура нового поколения
Большой интерес вызвали проекты выставки, подготовленные молодыми дарованиями. В разделе «Послезавтра» художественно «высказались» студенты восьми профильных школ и ВУЗов. В этом году работы новичков перешли из плоскости в объем и пространство, что воспринималось зрителями живее и глубже: можно было уединиться под стеной из гофрокартона, пофантазировать перед цифровым мольбертом, посидеть на металлоконструкции и поиграть в архитектурную анимацию.
Участники раздела Послезавтра – студенты архитектурных школ и ВУЗов
В традиционной выставочной секции Next концептуальными идеями поделились 13 начинающих, но многообещающих архитектурных бюро из Москвы, Тюмени, Красноярска и Нижнего Новгорода. Среди самых необычных и зрелищных оказалась инсталляция «Talk Cloud» тюменского архбюро A61 Аrchictects.
«Говорящее облако» или «гофрофон» от бюро A61 Аrchictects
Клубок красных гофр из ПНД пластика – метафора человеческих коммуникаций. Конусы из терраццо-бетона на конце труб издают разные звуки (улицы, стройки, детей), либо служат микрофоном для общения. «Говорящее облако» отражает тему устойчивости как возможность слышать и быть услышанными.
На конце гофротруб интерактивные конусы из терраццо-бетона
Архитекторов из бюро P.M. Community заинтересовал обычный шарик-антистресс – его мягкость, податливость с одной стороны, и способность противостоять внешнему воздействию – с другой. Их инсталляция «Буфер А» из поролонового шарика и металлических решеток проводит параллели устойчивости в архитектуре с жизнестойкостью и стрессоустойчивостью человека.
Жизнестойкий шарик от бюро P.M. Community
О влиянии цифрового пространства на наши реалии предложила порассуждать Анастасия Клыпутенко (студия Urban Scale). Подвешенная на тонких лесках ее белая деревянная конструкция рассказывает о конфликте современной цифровой и традиционных культур. Фон из изогнутых зеркал – метафора искаженной, не всегда соответствующей реальности информации, с которой часто сталкивается человек.
Инсталляция о влиянии цифрового пространства на человека от студии Urban Scale
Звание «Молодые архитекторы 2022 года» заслужили Надежда и Илья Кореневы из бюро KRNV. Их инсталляция «Экзистенция» представляет собой подобие кубического шкафа с крутящимися зеркальными дверцами. Внутреннее пространство объекта – метафора эмоциональных и духовных возможностей человека для борьбы с трудностями и переменами. Это глубокое размышление о выборе границ между внутренним и внешним миром.
«Экзистенция» - проект-победитель в разделе Next
Арх Москва 2022 в очередной раз продемонстрировала высокий потенциал российского дизайна и архитектуры. Дипломы за наиболее точное раскрытие темы выставки получили Илья Мочалов с его «зеленой кровлей» и Тигран Бадалян с «красным балансиром».