У каждого предмета из прошлого века есть своя история и аутентичность, которую невозможно сымитировать современной отделкой. С модными в свое время вещами часто связаны теплые воспоминания. Винтажные изделия ждут утилизации в кладовых, на чердаках и в большинстве случаев полностью пригодны к эксплуатации по назначению. Их можно вписать в любой современный интерьер — от классики до лофта — с соблюдением канона базового стиля.
Стиль винтаж: история вопроса
В начале 1990-х гг. винтажными стали называть предметы одежды и обихода, изготовленные в первой половине XX в. — с 1915 по 1950 год. До появления специального термина этот период именовали эпохой винила (англ. vinyl age). Беглое произношение дало сходство с другим английским словом из лексикона виноделов: термин “винтаж” (vintage) означает вино с выдержкой в десятки лет в идеальных условиях. Так понятие обрело емкий переносный смысл, который подразумевает эксклюзивность, подлинность и образцовый вкус, неподвластные времени.
Винтажный граммофон в классической обстановке начала XX века
Публичное выделение винтажа в самостоятельное направление началось со старых енотовых мехов. Американская журналистка Нэн Робертсон писала 60 лет назад в New York Times: “Если у кого-то сохранилась потрепанная шуба с дырами от моли, самое время ее носить”.
Мужчины в енотовых шубах, 1925 год. Photo: JHU Sheridan Libraries/Gado/Getty Images
Одного призыва даже через «Нью-Йорк Таймс» (New York Times) было бы недостаточно для популярности направления. Подержанная одежда снова стала модной, только когда ее полюбила богема. Этот непростой путь описан в книге Дженнифер Ле Зотт «От доброй воли к гранжу» (From Goodwill to Grunge). Он начался со снабжения Армии Спасения бывшим в употреблении скарбом и закончился романтизацией блошиных рынков, на которых продавались предметы обихода в рамках сбора средств для послевоенной Франции.
Представителям высшего общества понравилась идея подчеркнутой бедности, потому что она выходила за рамки обычной буржуазной моды 1950-х гг. Большой вклад в популяризацию винтажа внесли западные звезды — актрисы, модели, политики: Джулия Робертс, Кейт Мосс, Рене Зеллвегер, сестры Олсен, Дита фон Тиз, Николь Ричи, Мишель Обама.
Раз в 30 лет, с каждым новым поколением, временные рамки под винтаж расширяются естественным образом: в 3-ем десятилетии XXI в. вещи, модные в эпоху 90-х годов прошлого столетия, сами превратились в раритетные. Отражение тенденций своего времени — главный критерий для отбора предметов в винтажную стилистику.
Философия винтажа как стиля
Уважение ко Времени за его невозвратность — необходимое условие для понимания основной идеи стиля. Еще 2 составляющие — любовь к истории своей страны и старинным технологиям производства.
Суть винтажа заключается в использовании раритетных вещей, переживших несколько поколений. В этом контексте советы по искусственному состариванию и специальной стилизации являются вредными. Уместно лишь восстановление до первоначального состояния, без применения современных техник переделки.
ВАЖНО! Полное воссоздание винтажного убранства комнат начала XX в. осуществляют для целей киносъемки и проведения фотосессий. В современный век удобной мебели, умной техники и разнообразия отделочных материалов, добровольное проживание в довоенном обстановке со скрипучими полами и нафталиновыми кружевами воспринимается обществом как безумие или крайняя степень бедности.
Провинциальный винтажный интерьер 1940-х гг
При упоминании винтажного интерьера имеют в виду не столько сам дизайн, сколько конкретный период времени. Базовый стиль современной обстановки, в который добавляются раритетные вещи, может быть любым: каждый из них имеет свою историю развития.
Винтаж, антикварность, ретростиль: сходства и различия
Пользуясь этой таблицей, вы без труда определите, в какую категорию отнести конкретную вещь. Она может удовлетворять критериям всех типов или двух из них, например, быть антикварной и винтажной одновременно.
Характеристики | Винтаж | Антиквариат | Ретро |
---|---|---|---|
Временной период | Формально: 1915 — 1950 гг. | Не менее 100 лет | Вторая половина XIX — первая половина XX в. |
Параметры отбора | Выражение моды прошлого и редкость в настоящий момент. | - Раритетность для целей коллекционирования; - Невозможность повторения; - Значительная историческая и художественная ценность; - Материальная ценность материала изготовления (дерево, драгоценные металлы и камни, тип бумаги и т.д.). | Вещь должна быть редкой, но при этом модной в свое время и иметь культурную ценность. |
Категория товаров | - Одежда; - Аксессуары; - Виниловые пластинки; - Посуда; - Предметы домашнего обихода | - Мебель; - Книги; - Картины; - Посуда; - Предметы обстановки. | - Автомобили; - Мебель; - Картины; - Книги, печатные издания и плакаты; - Винил; - Утварь. |
Особенности стиля: от ретро к винтажу
Краткий и увлекательный экскурс в историю поможет вам понять процессы развития дизайнерских направлений. На обстановку тех времен влияли мода, традиционная принадлежность к конкретному сословию и внешняя политика государства. Например, в период войн считалось нормальным украшать стены холодным оружием.
Говорить об интерьере можно применительно к дворцам и домам знати, аристократов и купцов. Небогатые дворяне и мещане жили скромно, но старались следовать модным тенденциям. Крестьяне же в прямом смысле слова могли есть из одной миски, потому что в доме не хватало посуды на каждого члена семьи.
Антикварные детали
В первой половине XVIII в. предметы обстановки привозили, в основном, из Франции, причем по отдельности, а не комплектами. Своих мастеров не хватало, массового производства не было. Екатерина II даже жаловалась на дефицит меблировки, упомянув в “Записках”, что из-за него кровати, комоды, столы, стулья и зеркала приходилось перевозить по пути следования из Петербурга в Москву.
Антикварная обстановка столовой в классическом стиле со старинными креслами, хрустальной люстрой, винтажными бра и тяжелыми шторами
После Великой революции Павел I запретил всякую торговлю с Францией, что стало стимулом к развитию столярного дела в крупных городах (мастерские Гамбса и А. И. Тура). В середине XIX в. появились первые мебельные магазины, а к его концу — лавки по продаже готовой одежды. Примерно в то же время стали популярны знаменитые венские стулья: в Петербурге даже открылся официальный магазин Михаэля Тонета (Michael Thonet).
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: с именем Генриха Гамбса связывают мебель «жакоб», но он всего лишь подражал предметам обстановки, изготовленным известным французским мебельщиком Жоржем Жакобом.
Кресло, изготовленное Жоржем Жакобом. Позолоченное дерево, латунь, шелковая парча
Войны на Кавказе сказались на стилизации кабинетов под интерьер Востока. Ковры, диваны с обилием подушек, кинжалы и ружья на стенах встречались даже у людей, нигде не служивших и не бывавших дальше родной губернии.
Для России XIX-го — начала XX-го вв. в интерьере характерны следующие особенности:
- Состоятельные люди согласовывали покупку меблировки с архитекторами, отделку стен и обивку выполняли одной и той же тканью. В случае ремонта ее заменяли везде. Применение разных видов текстиля, например, шелка и ситца, считалось признаком финансовых проблем.
- Мебель была настоящей материальной ценностью. Даже будучи подержанной, она неизбежно находила нового покупателя. Чинить и восстанавливать предметы интерьера не считалось постыдным. Начиная свой путь в домах аристократов и купцов, они заканчивали в крестьянской печке, когда разваливались окончательно.
- И в особняках, и в квартирах горожан существовало разделение помещений на парадные, предназначенные для приема гостей, и жилые. Кроме гостиных и кабинетов, существовали даже спальни, в которых хозяева никогда не ночевали. Просторные залы с настоящим паркетом, каминами и дорогим убранством в чехлах часто стояли под замком и не отапливались. Филипп Вигель упоминал в мемуарах, что пока купеческое добро содержалось в совершенной чистоте в больших комнатах, его хозяева ютились в чуланах и спали на сундуках с золотом.
ВАЖНО! Вещи с историей, которые мы относим к ретроспективному стилю, в свою эпоху могли принадлежать к другим направлениям. Это факт еще раз подчеркивает абстрактность термина “ретро”.
Человеческая психология не меняется под влиянием столетий: люди начала XX в. точно так же любили обращаться к прошлому и прибегать к эклектике в интерьере жилого помещения. Обстановка гостиных могла принадлежать к историческим стилям:
- рококо;
- ампир;
- классицизм и неоклассицизм;
- арт-нуво (под влиянием Бельгии и Франции);
- югендштиль (под влиянием Австрии и Германии).
Мебель в стиле ампир XIX века
Натуральные материалы
Отличительной чертой внутреннего убранства помещений конца XIX в. было отсутствие искусственных материалов и тканей. Промышленность в современном понимании только начинала налаживаться. Первая древесная плита из стружки была изготовлена в 1887 г. Эрнстом Хаббардом, а ее массовое производство в СССР началось лишь в 1957 г.
Материалы, которые составляют основную денежную ценность в антикварных и винтажных изделиях начала XX в.:
- ценные породы дерева;
- драгоценные камни и металлы;
- мрамор;
- позолота;
- обивка из вощеного ситца, шелка, бархата, кринолина, кретона;
- вставки из сплавов: бронзы, накладной латуни, желтой и красной меди;
- бисквитный фарфор (посуда, статуэтки, вазы);
- декоративная отделка: ручная роспись, резные элементы, античные мотивы, витражи, керамические вставки.
Состаренные предметы VS винтаж
Искусственное состаривание оскорбляет идею винтажа и антиквариата. Как бы качественно оно ни было выполнено, полученный предмет будет относиться к одному из современных направлений. Изделия со стилизацией под старину в XXI в. производятся на фабриках, а не вручную. Они удовлетворяют растиражированный спрос на винтаж, но к историческим стилям не имеют никакого отношения.
Винтажная мебель
Неорусский стиль и национальный романтизм
Модерн возник в конце XIX в. как результат поисков нового направления, который стал бы противовесом безликому фабричному производству. В России первым проявлением арт-нуво стал неорусский стиль, который сейчас ассоциируется, в основном, с зодчеством. Второе название направления — псевдорусский, что отражает иронию сочетания древнерусских и византийских мотивов.
Мало кто знает, что модерн с национально-романтическим уклоном был создан искусственно коллективным трудом талантливых живописцев кружка С. И. Мамонтова: братьями Васнецовыми, И. Е. Репиным, М. А. Врубелем, сестрой и братом Поленовыми и др. Знаменитую Абрамцевскую столярную мастерскую, которая просуществовала до революции, возглавляла Е. Д. Поленова. Она же ездила по деревням и собирала эскизы орнаментов с предметов крестьянского обихода, обучала и контролировала работу резчиков, и сама увлеченно работала с деревом.
Похожие центры открывались в Талашкино, в усадьбе княгини М.К. Тенищевой (1900-1905), и Сергиевом Посаде, но просуществовали недолго. Создатели меблировки — М. Врубель, Н. Рерих, В. Васнецов, К. Коровин — практиковали ренессансный подход, что нашло отражение в сказочных сюжетах с фантастическими птицами.
Дореволюционная резная мебель из Талашкино
Мебель арт-нуво начала XX века
Между арт-нуво и модерном часто ставят знак равенства. Надо учитывать, что в начале века краснодеревщики редко придерживались одной стилистической линии. Их иррациональные художественные устремления рождали изделия ограниченными сериями, а в отделке внезапно обнаруживались замаскированные элементы из других направлений: от рококо до национальных орнаментов.
Рациональная сторона модерна была реализована через эстетику простых форм в массовом мебельном производстве. Под влиянием спроса оно росло в геометрической прогрессии, но всё равно не справлялось с закрытием потребностей.
Плетеная из лозы мебель, которая раньше ассоциировалась с загородной жизнью и зимними садами, пережила второе рождение на этом фоне. Ее включали в обстановку городских квартир. Плетеные элементы сделали декоративной доминантой: ими выкладывали рисунки и заполняли художественные пустоты на предметах из массива.
Винтажная плетеная мебель в интерьере
Еще одна тенденция модерна, которая получила необычайную популярность, — использование встроенных изделий. Идея не была новой: ее предпосылки прослеживаются в культуре Средневековья и Ренессанса. Единство интерьера и архитектуры динамично оживляло пространство особняков и доходных домов, а общая стилистическая линия делало осязаемым результатом творчества саму жилую среду.
Арт-нуво принес с собой новые методы декора — от окраски дерева до использования экспериментальных материалов в отделке:
- К. Коровин первым применил облицовку плоских поверхностей керамическими вставками.
- В остеклении стали использовать разноцветные витражи со сложными сюжетами, а также их имитацию пленкой.
- В оксидированных и цветных металлах разглядели декоративный потенциал: желтой и красной медью, тисненой латунью выполняли средневековую стилизацию, сложные петли, вставки. Это подчеркивало игру фактуры и создавало неожиданные цветовые эффекты.
Винтажный шкаф со вставками из цветного стекла
Старинный столик с керамической столешницей, выложенной плиткой
Волна неоклассицизма 1912 г.
Столетний юбилей победы в войне 1812 года спровоцировал волну неоклассицизма. Это проявилось в обращении к классическим аристократичным формам обстановки и усадебной культуры начала XIX века. Классицизм, даже в новом исполнении, был стилем, проверенным временем. Ему отдавали предпочтение, потому что даже состоятельные люди не могли менять интерьер каждый год под влиянием моды. Приобретенная однажды, такая мебель служила несколько десятков лет.
Сдержанный неоклассический интерьер оживает благодаря сочетанию обивки дивана с рисунком на декоративных подушках и кресле
Абрамцевская винтажная мебель: 1915-1917-е гг.
Для абрамцевской мебели характерны камерные размеры и подчеркнуто грубое качество исполнения, что являлось отсылкой к ручной работе. Как только новый предмет появлялся на рынке, выставке или в обстановке знати, его моментально копировали кустари из столиц. Поэтому годы происхождения похожей меблировки не ограничиваются временем жизни Е. Д. Поленовой и существования студии. Дело Елены Дмитриевны живо по сей день: в Абрамцевском художественно-промышленном колледже имени В. М. Васнецова готовят лучших мастеров декоративно-прикладного искусства.
Буфет, изготовленный по эскизу Е. Д. Поленовой. Конец 1880-х — начало 1890-х гг.
1920-е годы: после революции и Первой мировой войны
Революционная встряска общества с последующим изменением классов и перераспределением имущества в пользу бедноты сказалась на обстановке жилых помещений естественным образом. Окрыленные верой в советы, пролетарии с нищенским скарбом хлынули в крупные города, где большевики селили их в бывшие доходные дома, уплотняя “буржуйские гнезда”. Так собственность состоятельных людей превратилась в коммунальные квартиры. Задумывалось, что это будет временным решением, однако на такой вид жилья существует спрос до сих пор.
Новая власть постановила, что прежним хозяевам и обычным работягам достаточно одной комнаты на семью, им не нужны гостиные, столовые и кабинеты. При большевистском освоении очередного дома, обстановка изымалась для нужд правительства в первую очередь в течение 24 часов, а бывшим владельцам разрешалось забрать только кровать и личные вещи.
События тех времен нашли отражение в картинах художников. Работа К. С. Петрова-Водкина (1937 г.) завораживает немым диалогом утвари из разных социальных классов. Большая зала, покрытая дубовым паркетом, застелена полосатыми деревенскими дорожками. Простецкие табуретки соседствуют с антикварными стульями. Есть на этой картине и пасхальная насмешка над зажиточными людьми: по центру комнаты установлена буржуйка, которая обогревает помещение вместо камина.
Картина К. Петрова-Водкина “Новоселье” (“Рабочий Петроград”), 1937 г. Холст, масло, 204 × 297 см
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: в основе названия этого вида металлической печки лежит карикатурная ассоциация с буржуа — состоятельным ленивым человеком с толстым пузом, который нажил свои капиталы на эксплуатации чужого труда.
Парадное пространство, изначально предназначенное для приемов гостей, теперь заполняют просто одетые люди в валенках, сапогах и даже с ребенком на руках. Никто не боится испачкать хозяйское добро, ведь оно никому не принадлежит. Стены украшают картины в золоченых рамах, есть и птица в клетке. В огромном зеркале отражаются механический будильник и гора грязной посуды, чайная чашка опрокинута на белую скатерть.
Винтаж и сталинский ампир: 1930-1950-е гг.
После длительных экспериментов над новыми формами общежития и устройством общества, всем его членам была насущно необходима консервативная передышка. С начала 1930-х годов установилась атмосфера сталинского классицизма с массивными монументальными формами и большими пространствами. Вдохновение для их обустройства архитекторы брали из древнеримского зодчества.
Основным типом жилья провозгласили индивидуальную квартиру с высокими потолками и всеми удобствами, состоящую из нескольких комнат. Винтажную послевоенную обстановку тех лет можно видеть в фильме “Москва слезам не верит”.
Массивный письменный стол и стул в стиле сталинский ампир. Кадр из фильма “Москва слезам не верит”
Тяжелая мебель из мореного дуба, рассчитанная на несколько поколений, была щедро украшена резьбой в духе сталинского ампира. Круглые раздвижные столы, книжные шкафы и старинные серванты с коллекционным фарфором на почетном месте в обязательном порядке присутствуют на фотографиях того времени.
Примечательны элементы отделки, передававшие дух коммунизма сюжетами из жизни рабочих. Например, на массивных шкафах можно встретить барельефные панели с тракторной тематикой, стилизованную символику “Серп и Молот”. Агитационный гарнитур архитектора И. Крестовского (1937 г.) “Хлеба коммунизма” состоял из дубового письменного стола, кресел, стульев, книжного шкафа и дивана. В его работах традиционная символика СССР соединялась со снопами ржи.
Агитационный гарнитур И. Крестовского “Хлеба коммунизма”, 1937 г.
ВАЖНО! Волна модерна середины XX в. практически не задела СССР и нашла отражение в архитектуре и дизайне мебели Европы и США. В 1959 г. в Москве была организована американская выставка с демонстрацией образца жилого дома. Она впечатлила и вдохновила советских дизайнеров. Однако большинство сконструированных ими образцов так и остались на бумаге, а в производство пошли чертежи типовых предметов обстановки, экономически выгодные в изготовлении.
Винтажная сантехника
В настоящее время существует множество стилизаций санузлов под старину с отсылкой к различным временным периодам: от античности до времен правления Людовика XIV. В этом плане массовым сознанием управляет пестрый микс эклектики и обрывочных знаний. Часто за винтажные принимаются тумбы и стеллажи современного деревенского стиля, выполненные из твердых пород дерева, часто без финишной обработки.
Современная купель на ножках, выполненная под старину, в интерьере ванной комнаты
До революции
Реальность начала XX в. заключалась в том, что даже в крупных городах водопровод был не везде, не считая провинции. Первым делом им оснащали дворцы и владения приближенной знати. Постепенно вода пришла и в доходные дома, которые только с подключением к коммуникациям получили четкую планировку. До тех пор жилец мог размещать передвижную ванну по своему усмотрению, раз она все равно не подключалась к сливу.
Основная масса людей жила гораздо скромнее: без водопровода и канализации. Большой кувшин и тазик для умывания, жестяное корыто с ребристой доской для стирки, бидоны, железные ведра с коромыслом для набора воды из колодца, колонки, фонтана или у водовоза, ночные вазы, горшки, ретирадные кресла да дощатые туалеты на задворках — такова была нехитрая винтажная сантехника 1900-х годов.
Обстановка коммунальной квартиры после революции, фрагмент экспозиции Музея Москвы “Старая квартира”
После революции
Пролетарии, дорвавшись до барских хором и получив их просто так, за пару лет полностью угробили водопровод, канализацию и печи. Примечательно, что на первое время рабочие были полностью освобождены от платы за жилье. Картину дополняли скопившиеся во дворах горы мусора, который никто не вывозил, потому что система ЖКХ до революции работала по принципу частной собственности.
В коммунальных квартирах творился бытовой ад: незнакомые друг с другом люди разного круга и национальности вынужденно пользовались общей сантехникой и кухней. У каждого жильца были свои понятия о чистоте, периодичности уборки и времени заседания в туалете. Сообщения жилищных инспекторов тех времен пронизывало фоновое удивление. Они отчитывались, что рабочие покидают благоустроенное жилье, потому что не привыкли к паровому отоплению и общим коммунальным зонам.
Деревянные стеллажи и полки из коммунальных квартир, металлическая утварь впишутся в рустик без переделки
В знаменитом стихотворении Сергея Михалкова “А что у вас?” (1935 г.) содержится подтверждение, что и после революции, почти 20 лет спустя, газ и водопровод в квартире всё ещё были предметом гордости.
Винтажная отделка
Прежде чем говорить о винтажной отделке жилых пространств послевоенного времени, нужно обратить внимание на важную деталь: у пролетариев, которые вели нищенское существование на протяжении поколений, эстетических чувств не было в зачатке. Их устраивала та обстановка, которую им предоставляли, а утварь на свои средства они приобретали самую простую: деревянные табуретки, скамьи, лавки, прямоугольные столы и этажерки.
Обстановка квартир интеллигенции, людей творческих профессий и номенклатурных сотрудников могла включать конфискованную дореволюционную мебель и предметы искусства. Соответственно отличалась и отделка жилого пространства.
Полы
В провинции у большинства советских людей полы были дощатыми и скрипучими, их могли покрывать половой краской охристого цвета. В квартирах крупных городов часто встречался паркет елочкой.
Советский интерьер сталинских годов: на ретро фотографиях видны одни и те же абажуры и обстановка
Качественные ковры на полу и стенах были редкостью, из-за дефицита очередь занимали даже за тонкими паласами и половиками, от орнамента на которых рябило в глазах.
В коммуналках общие зоны покрывали контрастной плиткой. Эти шахматные сочетания цветов было невозможно забыть: желтый с синим или терракотовым, белый с коричневым или бирюзовым и т. д.
Линолеум — напольное покрытие, по производству которого дореволюционная Российская империя была в лидерах Европы. Фабрики располагались в Риге и Одессе. Этот укрывной материал имел потрясающую износостойкость, однотонный коричневый цвет и легкую маслянистость на ощупь; применялся в общественном транспорте: вагонах поездов, метро, автобусах.
В 50-х годах XX в. Н. Хрущев прекратил его производство по классической технологии, запатентованной Фредериком Уолтоном, из-за дефицита растительного сырья (масла). Вместо него стали производить ПВХ-покрытие, в котором от линолеума осталось только название.
Потолок
Самым распространенным отделочным материалом для потолка была побелка — слой извести, защищавший межэтажные перекрытия и пространство комнат от плесневых грибков. Натяжных полотен и пенопластовой плитки тогда еще не было.
На ретро-фотографиях советских комнат встречаются рамочные потолочные багеты, а в зданиях с исторической ценностью — бордюрная и розеточная лепнина из гипса. Аристократы продумывали каждую деталь и нанимали лучших архитекторов, которые создавали единое живое пространство, органично распространяя лепнину по колоннам на стены и украшая лестничные перила.
Потолочная лепнина украшала интерьеры правительственных чиновников и номенклатурных сотрудников
Стены
И в коммунальных комнатах, и в отдельных квартирах оклеивали бумажными обоями: как однотонными, так и с различным рисунком — орнаментальным или флористическим. Советские люди не применяли драпировку стен тканью. Этот вид декора, оставшийся для граждан СССР в дореволюционном прошлом, в современных 2020-х годах переживает возрождение.
В обстановке этой коммунальной квартиры присутствует сталинская мебель, железная кровать с панцирной сеткой, венские стулья, трофейное зеркало в раме; на стенах — обои с ромбиком
В подъездах и коммуналках коридорные стены красили в характерный зеленый или синий цвет на 1,5-2 м от пола прямо по штукатурке. При авариях, сопровождавшихся повышенной влажностью, верхний слой начинал отваливаться кусками. В этом случае обшарпанность сохранялась на годы.
Плитка — еще один популярный материал для стеновой отделки кухонь и ванных комнат ввиду отсутствия альтернатив. Выбор цветов был невелик: белый, серый, голубой, кофейный и коричневый. Примечательно, что технологии голландского изразца заимствовали еще при Петре I, а М. Ю. Ломоносов изобрел способ создания мозаичных панно с помощью цветной смальты. Однако руководство страны не считало стремление к комфорту общественным приоритетом.
Ремонт в квартире Сергей Бобовникова в духе номенклатурного работника раннесталинского периода
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: советские люди не употребляли слово “интерьер”, которое семантически отражает личность хозяина. Вместо него произносили словосочетание “обстановка квартиры”.
Редкие образцы советской мозаичной плитки с цветочными мотивами всё же существуют. Они подойдут для оформления кухни в стиле современного прованса.
Цветовая палитра 1930-1950-х гг.
Для кабинетов сталинского конструктивизма в 1930-х гг. было характерно взаимно дополняющее сочетание красного и зеленого цветов. В домах бывшей знати лежал добротный паркет твердых пород дерева светлых оттенков. При изготовлении мебели оставляли естественные цвета массивной доски: от красноватого до коричневого.
Для СССР 30-х годов характерно присутствие в интерьере добротной, массивной деревянной мебели
Дореволюционная обстановка отличалась богатой цветовой гаммой, но переустройство общества в сторону унификации сдвинуло ее в сторону выгоревших кремовых, желтых, голубых, зеленоватых, малиновых, розовых и бирюзовых тонов.
Общественному порицанию подвергался не только кич, но и всякое желание подчеркнуть своеобразие и индивидуальность. Полной палитрой разрешалось рисовать сюжеты о счастливом социалистическом будущем в казенных воспитательных учреждениях, а дома надлежало оклеивать стены бумажными обоями с полоской и ромбиком, флористическими или аляповатыми ажурными мотивами. Чаще всего они были двух- или трехцветными по принципу контраста “узор-фон”.
Расцветка советских обоев считается винтажной
Стены городской квартиры окрашены в однотонный кремовый цвет
У нарисованных ажуров было одно негативное свойство: большим количеством завитушек и повторяющихся орнаментов они перегружали восприятие пространства и не давали полноценного отдыха. Понимая это, некоторые люди добавляли в побелку колер и окрашивали стены в однотонный цвет либо наносили узоры по желанию фактурным валиком.
Винтажная техника
Граммофон, патефон, проигрыватель
26 сентября 1887 года Эмиль Берлинер запатентовал устройство для записи звуков на эбонитовую пластинку. Предшественником граммофона был фонограф, который записывал их на цилиндры, что давало искажения и тихое звучание. Простым усовершенствованием Берлинер добился волнового усиления в 16 раз.
Старинный граммофон в классическом интерьере
В 1907 году появился первый патефон от компании Pathé (“Патэ”). Он представлял собой компактный граммофон в виде чемоданчика с ручкой для переноски. Его рупор был встроен в корпус.
В конце 1920-х годов изобрели электропроигрыватели. Они имели 2 недостатка:
- тратили электроэнергию и этим уступали механическим моделям;
- нуждались во внешнем громкоговорителе и усилителе.
Первый электропроигрыватель ЭППГ-1, выпущенный в СССР в 1935 г., мог воспроизводить звук со стандартных пластинок и работал вместе с любым радиоприемником, который имел вход под звукосниматель. В конце 1950-х годов в быт вошли электрофоны с акустическими системами, а в 1970-х годах — кассетники. Любой меломан и коллекционер винила поставит звуковоспроизводящие приборы первой половины XX в. на почетное место.
Винтажный ламповый радиоприемник в классическом интерьере
Винтажная радиола
Несмотря на то, что первая радиола появилась в 1922 году в США, период расцвета этих устройств, объединивших в своем крупном корпусе радио и модуль проигрывания пластинок, начался с 1940-х гг. В СССР их дебют состоялся в 1938 г. на Александровском радиозаводе. В обстановку вписать такую технику легко: она имеет шпонированную отделку и выглядит, как шкафчик.
Винтажная радиола в интерьере прованса
Винтажные телефоны
Аппараты, характерные для рубежа XIX-XX вв., имели ручку, которую нужно было вращать, чтобы соединиться с телефонисткой. В 1920-х годах в СССР появились первые устройства с дисковым номеронабирателем. Старинные телефоны органично впишутся в лофт-интерьер без изменений.
Винтажные телефоны с дисковым номеронабирателем в современном интерьере
Винтажные швейные машинки
В начале XX в. швейные машины “Зингер” получили большую популярность. Торговый дом купцов Поповых занимался их закупкой в Германии для перепродажи на родине и свободно добавлял к бренду Singer свою фамилию. Такие машинки называли “поповками” и “белоручками” за цвет рукоятки. Швейные домашние помощницы производителей PFAFF, Wheeler and Wilson, Freia, Veritas, Kaizer, Seidel & Naumann также являются винтажными.
Винтажные швейные машинки вписываются в современный классический интерьер, прованс и рустик
В попытках удовлетворить бешеный спрос, зингеровские машинки стал производить Подольский завод с русифицированным названием через твердый знак. После национализации большевиками в 1920-х годах, производство выпускало ту же самую продукцию с логотипом “Госшвеймашина”, а с 1931 г. и вовсе под своей маркой ПМЗ.
Первый телевизор
Выпуск первого телевизора «Б-2» произошел в 1932 г. на заводе “Коминтерн”. Прибор имел миниатюрный экран 3х4 см, оснащенный лупой, и по факту являлся приставкой. Для трансляции ему требовалось 2 радиоприемника: один, чтобы вещать, а другой, чтобы принимать волну. До 1936 года завод выпустил около 3 тысяч устройств.
Эксперименты с телеприемниками для массовой реализации велись в 1940 г. на заводе “Радист”. До войны он успел выпустить всего 2 000 телевизоров «17ТН-1». Дебютным устройством, предназначенным для потребителя, стал «КВН-49» от Александровского радиозавода.
Винтажный телевизор в интерьере
Без изменений такое изделие станет украшением для лофта. Для остальных случаев существует множество идей переделки в аквариум, бар, книжную полку, светильник и лежанку для питомца.
Идея переделки старого телевизора в барную витрину
Освещение
Винтажные керосиновые лампы
В XIX в. для освещения использовали фонари, масляные лампы и свечи: сальные, стеариновые, спермацетовые и восковые. Последние считались лучшими по сравнению с изделиями из животного жира и стоили в 6 раз дороже. В 1850-х годах возник спрос на окрашенные свечи из парафина: при розовых, красных и голубых комплектах устраивали званые ужины. Это считалось особым шиком.
Ян Игнаций Лукасевич и Ян Зех в 1853 г. изобрели первую керосиновую лампу, безопасную в эксплуатации, а товарную марку с названием горючей смеси зарегистрировали в 1854 г. Постепенно в дома приходило и газовое освещение.
Винтажная керосиновая лампа в интерьере
Вид и устройство керосиновых ламп был разнообразен: они оснащались плафонами и часовым механизмом, который обеспечивал равномерную подачу топлива для стабильного горения. Некоторые устройства с виду напоминали расписные вазы.
В целом такие лампы горели слабо и давали свет на 1-2 метра, как лампа накаливания мощностью 25-30 Вт. Поэтому источников, кроме настольных, в каждой комнате было несколько: бра, подсвечники, потолочные люстры. Для фокусировки света использовали непрозрачные абажуры-колпаки: так лучи падали только на рабочую поверхность стола или книги при чтении. С 1885 г. газовые и керосиновые источники света стали дополнять калильными сетками, что увеличило яркость.
1917-1950-е годы
В XX в., даже после революции, население долго пользовалось устройствами на жидким топливе, несмотря на изобретение “лампочки Ильича” — бесплафонной лампы накаливания в патроне со встроенным выключателем.
С развитием электрификации менялись и осветительные устройства. Предыдущее поколение помнит люстры с канделябрами и хрустальным свисающим декором “Каскад”, который в дальнейшем заменили на пластик. Лампы с бронзой и закрытыми керамическими плафонами иногда украшали аккуратной цветочной росписью.
Плотными матерчатыми абажурами с бахромой затеняли ночники, настольные и потолочные светильники в зале. С их расположением соотносили размещение аутентичных круглых столов под традиционной скатертью.
Советский текстиль, обои и освещение в квартире 1930-1950-х гг.
Этот винтажный торшер легко впишется в классическую обстановку
СССР был одной из самых читающих стран, и с распространением в быту переставляемых напольных светильников — торшеров — стало удобным делать это хоть в любимом кресле, хоть в коридоре.
На волне интереса к осветительным приборам прошлого, истинные восторги искусствоведов и коллекционеров вызывают светильники в стиле “сталинский ампир”. Он не получил дальнейшего развития после смерти вождя, что только добавляет ценности вещам того периода. Основательность и идея добротности на века передана через материал основы (бронза, латунь), форму рожков, рассеивающей осветительной арматуры, а также уместное использование древнеримских мотивов.
Винтажная советская люстра сталинского периода
Винтажные аксессуары
Эпоху делают детали. В быте советских людей использовался один и тот же набор характерных вещей, по которым потомки безошибочно определяют принадлежность к временному периоду.
Винтажный самовар
Самовар являлся центральным украшением стола в любой праздник. Электрические устройства появились только в 1956 г., их стал выпускать тульский завод “Штамп”. Современная музейная коллекция насчитывает сотни различных моделей, но распространенными с начала XX в. были всего три:
- с одноименным названием по конструкции тульского инженера Ю. А. Паричко;
- медные черниковские самовары с выводом трубы сбоку;
- с резервуаром для керосина.
Винтажные самовары вписываются в современный рустик и прованс
Винтажные сундуки и плетеные короба
Сундук — прямоугольный ящик с откидной крышкой для хранения вещей, который присутствовал в обстановке жилого пространства как у крестьян, так и у знати. В последнем случае оснащался запорными устройствами и сложным декором: инкрустацией драгоценными камнями, росписью позолотой и орнаментом, обивкой металлом.
Винтажный деревянный сундук в классическом интерьере
У бедных людей такой ларь использовался как лавка, кровать, стол или стул. Дополнительное удобство заключалось в том, что в случае пожара или внезапного отъезда все ценные вещи можно было вынести разом за боковые ручки.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. Сундук является прототипом шкафа: поставленный вертикально, он получил сначала одну дверцу, а потом две вместе с полками и ящиками.
Арт-нуво начала XX в. принес новую волну спроса на вместительные плетеные короба и корзины, которые были гораздо легче сундуков. К 1920 г. существовали даже каталоги от объединений кустарей-лозоплетельщиков, где были представлены кресла, скамьи, столы, полки и другие предметы интерьера
Винтажный плетеный короб и керосиновая лампа на фотографии И.П. Мяздрикова, начало XX в. Из собрания Муромского музея
Винтажные часы: механические будильники и маятники СССР 1950-х гг.
Настольные часы с поразительно громким трескучим звуком, долговечным заводом и точным отсчетом времени могли поднять любую соню. Для гарантированного результата их помещали в железную кастрюлю с крышкой и оставляли на кухне. Кабинетные модели середины XX в. — “Владимир” и “Весна” с выводом дней недели — имели деревянный корпус из шпона, который мог быть двухцветным.
Винтажные часы “Весна” в деревянном корпусе легко впишутся в классический интерьер
Настенные маятники с гирями и кукушкой отличались доступной ценой и повышенной точностью. Их обязательно покупали на новоселье. По сталинским канонам часы помещали в характерный корпус из дерева и металла. Ценители старины приобретают винтажные будильники и куранты с надписью “Made in USSR”, чтобы насладиться размеренным звуком хода стрелок и мелодичным боем.
Рабочая зона чиновника сталинского времени
Винтажные чемоданы
Чемоданы в привычном нам виде появились в середине XIX в. благодаря дизайнерской мысли Луи Виттона. Он решил 2 проблемы: с размерами саквояжа и надежностью транспортировки. Классическая прямоугольная форма с твердыми стенками была меньше сундука, но тверже мешка, а значит подходила для перевозки хрупких предметов и дамских платьев.
Винтажные чемоданы в сочетании с плетеной мебелью начала века станут декоративной доминантой для рустика, прованса и шебби-шика
Архетипичные чемоданы СССР имели жесткий корпус, усиленный металлическими гвоздиками и уголками. Материалом изготовления были кожа, кожзаменитель или фибра. Внутри поверхность оклеивали шелком или хлопком, а также снабжали перегородками, ремнями, карманами. На стыке было 2 замка: по одному с каждой стороны. Снаружи их закрывали на обычные защелки, а механизм внутри — на ключ игрушечных размеров.
Винтажный текстиль
Домашний текстиль СССР однозначно ассоциируется с ажурными скатертями и накидками на мебель, связанными крючком. Они выполняли роль чехла, защищавшего предметы интерьера от пыли. Кружевные салфетки с подзорами подкладывали под статуэтки, подсвечники, кашпо с цветами.
Пекарь С.И. Мельников с семьей в новой квартире, 1951 год, журнал “Огонек”
Была распространена вышивка художественной гладью и крестиком: ей украшали скатерти, салфетки, полотенца. Вышитые уголки накидывали на подушки, пианино, первую технику в шпонированном и лакированном корпусе. Сейчас такие работы продают на зарубежных маркет-плейсах.
Винтажная цветочная вышивка крестиком
На стены прикрепляли тонкие гобелены с природными сюжетами, а позже — ковры. Это повышало уровень звукоизоляции и помогало сохранить тепло. Полы устилали пестрыми паласами и дорожками.
Аутентичный винтажный текстиль советского периода запечатлен на многих фотографиях
Окна оформляли легкими занавесками, портьерами и узорчатым тюлем. Из этой прозрачной кружевной ткани делали накидки на кровать и подушки, шили подвенечные платья. Шторы часто производили из светлого полотна с повторяющимся флористическим или орнаментальным рисунком.
Винтажный декор
Серванты и полки советских людей украшали фарфоровые статуэтки и сервизы, изделия из фаянса, а также сувениры, привезенные с отдыха. По сюжетам сказок и произведениям советских авторов изготавливали гипсовые фигурки персонажей, которые раскрашивали вручную.
Редкое фарфоровое блюдо с советской агитацией по эскизу Антона Комашки продано за 106 250 фунтов стерлингов 4 июня 2018 года на Christie’s в Лондоне
Эстетику советского нового года создавали ватные куклы, пластиковые елочки с миниатюрными игрушками, фигурки и шары с ручной росписью, украшения из папье-маше и картона. Мало кто знает, что в 1929 г. власть Советов отменила Рождество. Первая елка для детей была организована только в 1935 г. Производством игрушек занялись артельщики, продолжив дореволюционные традиции изготовления. Сменилась лишь тематика: вместо христианских персонажей в центре внимания оказались рабочие, колхозницы, пионеры, красноармейцы, стилизация с 5-конечной звездой, серпом и молотом.
Девушка на новогоднем празднике в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, 1967 г., Максимов/Спутник
Пропагандистские плакаты, портреты вождей вместо икон, картины с сюжетами в духе социалистического реализма также были неотъемлемой частью советского декора в каждой квартире. Семейные черно-белые фотографии в простых рамках часто крепили прямо на ковер. Последний штрих в атмосферу вносили книжные шкафы, заполненные многотомными собраниями сочинений.
Винтаж в интерьере: как учесть особенности базового стиля
Винтажные вещи обладают художественной и исторической ценностью, которая обнуляется при любой переделке. К их встраиванию в современный интерьер есть 2 основных подхода:
- подбор стиля, в котором предмет раскроет свои аутентичные свойства лучше всего;
- редизайн, который означает, что владелец раритета видит в старой вещи лишь исходный материал для творчества.
Наглядная демонстрация двух подходов, как вписать старый чемодан в современный интерьер
Винтаж и стили современного интерьера
Эта таблица поможет вам определиться с направлением, в которое можно органично добавить антикварные и винтажные изделия, как они есть.
Современное направление дизайна | Винтаж 1915-1950-х гг., который легко вписать в интерьер |
---|---|
Классика | - Дореволюционная и сталинская мебель; - Люстры, ночники и бра в стиле советского ампира; - Бронзовые и латунные канделябры; - Фарфор, хрусталь. |
Рустик | - Деревянные буфеты, этажерки; - Металлическая кухонная утварь и светильники; - Ведра, бидоны, чайники; - Однотонный текстиль из натуральных материалов. |
Лофт | - Вся техника; - Любые источники света и виды ламп вплоть до фары от трактора; - Антикварная и сталинская мебель, кроме массивных шкафов; - Винтажные сувениры и утварь из сплавов и оксидированных металлов. |
Богемный, восточный | - Ковры; - Дореволюционные лампы и раритетные ночники; - Наборы подушек; - Сундуки; - Медная посуда с восточной стилизацией, кофейники с изогнутым носиком. |
Прованс, шэбби-шик | - Антикварная мебель; - Настольные лампы с белыми плафонами и флористической росписью; - Плитка и шторы с цветочными мотивами; - Фарфоровые статуэтки и посуда; - Винтажные фонари. |
Модерн | - Мебель начала XX в. на “танцующих” ножках; - хрустальные люстры и посуда. |
Для скандинавского стиля прекрасно подойдет унифицированная мебель, которую стали производить после смерти И. В. Сталина. Однако шкафам, комодам и тумбам того периода нужна минимальная переделка в виде смены цвета.
Винтаж в современном интерьере фото
Ниже представлен краткий обзор применения винтажа в современном интерьере в зависимости от назначения помещения. Приведенные примеры подразумевают переделку. Она уместна, когда старинный предмет потерял ценность из-за повреждения и плохой сохранности.
Спальня
Для создания спальни в духе прованса подойдет старинная мебель из красного дерева, тонированная в светлые пастельные оттенки. Предварительно нужно провести восстановление ранее лакированной или мореной поверхности.
Романтичная винтажная спальня в стиле шэбби-шик
Винтажная кованая кровать, особенно с балдахином, является настоящей редкостью, зато на блошиных рынках и досках объявлений можно легко найти плетеные кресла, консоли, бюро, комоды и шкафы.
Металлическая кованая кровать в ретро стиле, плетеное кресло и винтажный чемодан внесут в атмосферу романтику начала XX века
Гостиная
Винтажная софа, антикварный столик или гарнитур с креслами станет сердцем интерьерной группы любой гостиной. Перетяжка, выполненная с применением современных тканей повышенной прочности, поможет соблюсти желаемую палитру. При поиске удобной софы лучше отдать предпочтение современным или зарубежным моделям прошлого века: в СССР таких диванов не существовало.
Центральную интерьерную группу в стиле лофт составляют мягкий гарнитур и стилизованный чемодан
Зал в классическом стиле, как главную комнату для приема гостей, часто обставляют винтажной мебелью после качественной реставрации. Это подчеркивает хороший вкус владельца, его стремление к добротности, благосостоянию и уважению традиций.
Эклектичная гостиная с включением элементов античности и классики
Винтажная кухня
Рустикальные буфеты и шкафчики первой половины XX столетия — просто подарок для поклонников деревенского стиля. Металлические терки, ситечки, крышки, деревянные доски, сервизы со скромными одиночными каемками, медные кофейники, турки, вазочки расставляют на открытых полках или убирают за стеклянные дверцы.
Рустикальный состаренный шкаф-стеллаж подойдет для создания деревенской атмосферы простоты, неподвластной времени
Винтажный интерьер дополнят бронзовые светильники, стилизованные под керосиновые лампы или канделябры, деревянные фартуки вместо плитки и букеты с живыми цветами в старинных кувшинах, чайниках и глиняных горшках.
Винтажная кухня из натуральных материалов в деревенском стиле
Ванная комната
Мода на ванны и сантехнику под старину — тренд последних лет. Производители отвечают на него различными вариантами стилизации. Купели на ножках, медные краны самоварного типа, тумбы и стеллажи с резными элементами сложных форм, зеркала в массивных позолоченных рамах, плотные тканевые шторы есть в ассортименте крупных мебельных и строительных магазинов.
Винтажная ванная комната в викторианском стиле демонстрирует возрождение традиции использовать старинную мебель для повышенного комфорта
Всё это отвечает массовым представлениям об антикварных вещах и образе жизни предков, но не имеет ничего общего с действительностью. Средневековая Европа утопала в нечистотах. Нетрудно догадаться, почему на званых приемах гости держались подальше от углов и штор.
После революции пролетарии, не имевшие адаптации к городской среде, быстро расправились с сантехникой. Даже на зарубежных маркет-плейсах настоящие винтажные ванны редко выставляют на продажу. В основном к покупке предлагают чугунные ножки разной степени сохранности.
Винтажная ванна на ножках в простом рустикальном интерьере
Прихожая и дух винтажа
В прихожей с винтажным оформлением часто используют зеркала в деревянных рамах, состаренные ключницы, светильники-фонари с изогнутым металлическим декором, минималистичные напольные вешалки. Удобная мягкая банкетка с каретной стяжкой автоматически повысит уровень интерьера до люксового: ромбовидная перетяжка с применением пуговиц появилась во Франции под названием “капитоне” (от фр. capitonner – подбивать ватой) и считалась признаком роскоши.
В винтажной прихожей найдется место старинной мебели, минималистичной вешалке, зеркалу в раме, чемоданам и старинным светильникам
Обустройство пространства в стиле ретро с элементами винтажа
Образцом по органичному переплетению элементов винтажа и ретровещей с современностью является питерская квартира Артемия Лебедева — коллекционера, блогера и любителя истории. Архитектор Александр Бродский реализовал ее интерьер под ключ. Он соединил ламповый лофт со старинной атмосферой и при этом удержался от кича.
В интерьерном решении смело соседствуют:
- антикварный стол с резными ножками, кружевной бабушкиной скатертью и венские стулья;
- настоящая буржуйка с дровами и финская изразцовая плитка;
- винтажная настольная лампа и модный японский унитаз;
- современная душевая и кресла СССР середины прошлого века (mid century);
- открытые полки на кухне и закрытая система хранения с функцией зонирования, незаметно переходящая в спальню;
- советская ретро-плитка на полу пищеблока и дорогой паркет в гостиной;
- гранитные подоконники без обработки, газовые шторы и потолок, окрашенный в лучших традициях советского недостроя.
Винтажная обстановка: заключение и общие рекомендации
- Винтажные и антикварные вещи отличаются невозможностью воспроизведения и отражают историю своего времени. При создании интерьера, включающего элементы винтажа, необходимо учитывать это различие с предметами современного быта.
- Покупку-продажу раритетных изделий совершают лавки старьевщиков и блошиные рынки. В Москве и Санкт-Петербурге есть специальные точки по приему старинной утвари.
- Редкость является фактором, стимулирующим торги, поэтому купить винтаж можно на сайтах, проводящих интернет-аукционы. Их ассортимент гораздо шире, чем предложение на известных досках объявлений.
- Современные аналоги под антиквариат стоят на несколько порядков дешевле оригинала, даже если цена в магазине мебели кажется высокой. Выход есть: найти бесплатный подлинник с плохой сохранностью и пустить в переделку.
- Следует различать исторические стили и направления современного интерьера.
- Обнаружив винтажные вещи старше 50 лет, есть смысл проконсультироваться у коллекционеров и антикваров о ценности и возможности творческой переработки без потери выгоды в будущем.
- Обращаться к архитекторам для живой организации пространства — это историческая традиция. Их мышление отличается от дизайнерского: если последние больше следят за соблюдением стилевых сочетаний, то первые оперируют трансформацией пространства по трем координатам.