Работая риелтором-юристом, Наталья неоднократно сталкивалась с «бездушными бетонными коробками», которые в итоге вдохновили ее стать дизайнером и открыть в 2003-м собственную студию. Сегодня ее компания – одна из топовых в России с более 1500 реализованных проектов в разных странах. Сама Наталья помимо основной деятельности – искусствовед, галерист и преподаватель в онлайн-университете SkillBox.
Она регулярно организовывает авторские семинары, мастер-классы и воркшопы, участвует в качестве спикера и члена жюри на международных выставках, конкурсах и конференциях, является экспертом в ведущих изданиях в области дизайна и искусства.
Наталья Преображенская
В названии студии Натальи вложена одна из ключевых задач дизайнера – создавать пространство, наполненное теплом и уютом, настоящим чувством дома. Каждый ее проект индивидуально соткан под его владельцев: от планировки до рисунка на обоях. В ее интерьерах нет ничего случайного – все заточено на комфорт и высокое качество жизни.
С читателями DG-Home.ru Наталья поделилась мыслями о значимых событиях в мире дизайна, интерьерных и мебельных трендах, и секретами успеха.
Гостиная с акцентным диваном
Наталья, что из последних событий в мире дизайна вас особенно впечатлило, и почему?
После пандемии и доступный круг мероприятий, и то, как они влияют на нас, заметно изменился — например, недавно я участвовала в профессиональной дизайнерской выставке Design Space 2021 в Екатеринбурге. Было ощущение интеллектуального праздника, словно центр дизайнерского мира оказался на Урале. Было много любопытных профессиональных спикеров — видимо, в условиях нехватки событий, все мобилизовались и стали серьезнее относиться к таким проектам.
Яркий лофт в детской
Дизайнерский мир в России становится все более децентрализованным — если раньше все самое-самое было только в Москве и Санкт-Петербурге, то сейчас действительно имеет смысл приглядываться и к региональным мастерским, и к региональным событиям, и к региональным проектам.
Из последних мировых событий дизайна, за которыми я следила онлайн — это, безусловно, февральский Maison&Objet 2021. Мне откликнулись тренды на природную палитру, интерьеры как обволакивающие коконы (то есть циркульные формы, текстиль с приятной тактильностью и пр.) и обилие растительных принтов — это уже успели обозвать «интерьерным веганством».
Столовая-гостиная с оттенками фуксии
Запомнились также опорные моменты из High Point Market 2020 (октябрь прошлого года, США) — и дизайнеры, и компании заявили очень уверенный, яркий тренд на искусство. Сейчас актуально и вписывать предметы искусства в интерьер (картины, керамику, ковры), и создавать мебель с опорой на творчество какого-нибудь художника. Например, коллаборация компаний vanCollier и Wendy Concannon Photography презентовала кресло по мотивам работ Марка Ротко.
Читайте также: Аксессуары Fornasetti: живое искусство в необычных формах.
Как, на ваш взгляд, сегодня развивается российский интерьерный дизайн? В чем он преуспел, а над чем еще нужно поработать?
Российский интерьерный дизайн теперь действительно вписан в мировую ткань профессионального дизайна — и это прекрасно. Отечественные интерьеры сейчас публикуются в зарубежных изданиях, то есть наши дизайнеры стали создавать действительно актуальный и конкурентный продукт.
Солнечная квартира с элементами ар-деко
Причем теперь это уже не обязательно экстра-лакшери: условно, лет 10 назад российский дизайн мог попасть в зарубежные обзоры, если это проект люксового дома с золотым потолком, полом из оникса и авторским комодиком, где каждый ящик обтянут кожей теленка с тиснением. Иностранцы дивились на такое благолепие, но создавать современный интерьер в таком духе сейчас даже очень богатый человек в Европе, США, Канаде или Японии не станет.
Понимание эстетичного и уместного изменилось радикально в сравнении, например, с началом или даже серединой 20 века. Среди сверхбогатых людей стала актуальна скромность — вспомним того же Марка Цукерберга.
Классика и модерн в оформлении прихожей
Во многом российский интерьер сейчас дает фору зарубежному — допустим, в сравнении с довольно сухими и безэмоциональными датскими интерьерами у нас более эффектные, насыщенные палитры, запоминающиеся решения, оригинальные позиции, которые цепляют и западают в душу.
Вы в профессии 18 лет. За это время изменились ли вкусы россиян в области интерьерного дизайна? Что сейчас особо востребовано?
Вкусы стали, безусловно, более изысканными, более интеллигентными, более вневременными. Я с гордость могу сказать: мы пережили время гиперкомпенсации 90-х и нулевых, когда после эстетического голода советских интерьеров все кинулись делать «бесстрашные» ремонты (сейчас они уже смотрятся анекдотично, и все это понимают). Да, мы перешагнули через этот комплекс, мы все выросли — и в этом, безусловно, заслуга всего профессионального сообщества.
Россияне переросли и «игру» в конкретные стили — лофт ради лофта, скандинавский ради скандинавского, — когда квартиры делали как инсталляции для интерьерных каталогов (примерно 2012-2018 гг).
Белоснежная столовая
Читайте также: Картины в стиле лофт: как выбрать и куда повесить?
Сейчас востребованы более сложные стилистические решения — комбинация минимализма и ретро; неоклассика с элементами ар-деко; контемпорари с небольшим уклоном в сканди и так далее. Люди хотят жить во вневременных пространствах — чтобы ремонт не устарел через 5 лет, чтобы квартиру можно было выгодно сдать или продать.
Глядя на солидное дизайнерское прошлое, поделитесь, какие три самых важных урока вы для себя извлекли?
Первый — надо четко структурировать работу по ведению проекта с помощью программ контроля, таких как Битрикс24, Wrike, доски Trello и другие. Это помогает и дизайнеру, и подрядчикам, и клиенту — вся информация собрана в одном месте, так и спокойнее, и проще работается.
Детская для двух девочек
Второй — надо не бояться развиваться, делегировать задачи, передавать свой опыт, делиться идеями, приглашать в команду талантливых людей. За 18 лет моя компания реализовала проектов на общую площадь 80 000 квадратных метров — это эквивалент 3,5 Красных Площадей! Конечно, если бы я работала одна, такой масштаб был бы нереален.
Обилие зелени в гостиной
Третий — надо всегда заботиться о своей творческой наполненности, цельности, но, вдохновляясь чужими примерами и произведениями искусства, следить за тем, чтобы ты оставался самостоятельным творцом. К примеру, в проекте для ЖК «Донской Олимп», который стал самым публикуемым в российских профессиональных медиа, мы опосредованно использовали образ богини Геры — это читается в общей торжественности интерьера и в сочетании землистых оттенков с золотом.
Но вдохновляться — не значит цитировать. Прямое изображение богини в данном случае сделало бы проект более «плоским» с точки зрения стилистики.
Нежная неоклассика в бежевых тонах
В колористике я «наполняюсь» природой, изобразительным искусством, художественной фотографией, авторской керамикой и народными промыслами. При этом в моих работах нет прямого копирования — меня может впечатлить пионовый цвет и аромат, но это не значит, что интерьер будет весь розовым, и мы закажем у художника картину с пионами.
Чувство цвета надо тренировать постоянно, это как заниматься вокалом — если долго не петь, навык теряется.
Читайте также: Серый цвет в дизайне интерьера: базовые рекомендации.
В какую мебель вы можете влюбиться с первого взгляда? На что прежде всего вы обращаете внимание при ее выборе?
В мебель с характером (что-то очень яркое, супер-оригинальное), мебель с историей (реставрированный или кастомизированный антиквариат) или мебель вневременного дизайна (предмет мебели, который так совершенен и так прост, что будет актуален и через 50, и через 100 лет, как стулья братьев Тонет).
Старинная тумба с выразительным фасадом
Обращаю внимание на пластику (то есть то, как с точки зрения «скульптурности» смотрится предмет мебели), изучаю ее тактильно — ведь, как говорил психолог Сергей Рубинштейн, «мир — это совокупность общающихся людей и вещей».
Предмет мебели — не просто предмет. Это вещь, с которой мы будем общаться постоянно, по нескольку раз на день — по сути, не с каждым человеком мы можем быть так тесно и близко связаны, как с предметом мебели.
Одна из ваших прошлогодних работ (квартира-студия для молодого человека) стала самым публикуемым проектом в 2020-м. В чем, на ваш взгляд, секрет ее успеха? Назовите главные ее фишки.
Во-первых, это, конечно, ходовая площадь квартиры — 37 м², — в сочетании с безупречно выполненной планировкой. Это труд: мы отрисовали четыре промежуточных варианта, прежде чем найти идеальное, 5-е решение, которое устроило заказчика на 100%. Для такой небольшой площади грамотное зонирование — маст-хэв.
Публика стала понимать, что планировочное решение — это уже 80% успеха и удобства квартиры.
Квартира-студия для молодого человека
Читайте также: Два в одном: как разделить комнату на две зоны?
Во-вторых, это цельный образ, использование натуральных материалов отделки и вневременные стилевые решения. Кто угодно может представить себя живущим в этой квартире — вот удобный стол у окна, словно в большой деревянной раме. Вот комфортная кровать в отдельном объеме — ведь раньше в таких однушках ставили только диваны… И диван тут тоже есть — могут остановиться гости. И система хранения вместительная, и при этом почти незаметная — растворена в интерьере за счет белых матовых фасадов.
Зонирование спальной зоны
Этот проект получился очень своевременным, гармоничным, и отвечающим запросам миллениалов — а именно они сейчас вошли в активную экономическую фазу. Думаю, в этом секрет такого успеха.
Вы любите использовать очень оригинальные многосложные светильники. Расскажите, какие сейчас на пике моды?
Очень популярны художественные акцентные светильники с рассеянным светом, который «непонятно откуда идет». В целом, сегодня интерьеры любят много сценариев освещения, но при этом считается дурным тоном установить везде одинаковые светильники и люстры, «из одной коллекции». Получается сложная дизайнерская задачка: сочетать разные светильники и люстры, но не получить при этом китч.
Современная кухня с оригинальными светильниками
Вы много лет сотрудничаете с рядом застройщиков, разрабатывая концепты дизайна будущих квартир для новых домов. В чем плюсы и минусы такой коллаборации?
Минусы не назову: на данном этапе для меня это продуктивная и с точки зрения бизнеса, и с точки зрения творчества задача. Например, в 2021 году для концерна «КРОСТ» мы разработали тренд-буки с интерьерными решениями для квартир в элитном ЖК на Маршала Жукова, 14. Требовалось создать интерьеры, которые будут действительно вкусными, притягательными, оригинальными, но при этом они не должны быть «слишком».
Стильный стеллаж в московской квартире
Когда ты работаешь на частного заказчика, ты всегда ориентируешься на его вкусы и потребности. Может получиться действительно классно — например, как в нашем лофте для ценителей стрит-арта, коллекционера Сергея Амиряна и его супруги, художницы Валерии Деминой. Это впечатляющий проект, но далеко не каждый сможет ассоциировать себя с таким интерьером, представить, что он живет в таком пространстве.
Когда я решаю дизайнерские интерьерные задачи для девелоперов, я по сути включаюсь в глобальный процесс развития всего интерьерного дизайна в России. Застройщики стали задавать тренды, стали их тщательно «отлавливать» в мировом дизайне и выводить в авангард у нас.
Пестрый лофт в спальне
На ближайшие 10-15 лет в дизайне интерьера закрепилась первичная роль палитры, она должна быть оригинальной, со сложными цветами и богатыми оттенками. По итогу работы над интерьерами для «КРОСТа» я получила диплом «Признанный колорист премиальных интерьеров».
Приходилось ли вам исправлять дизайнерские ошибки? Какие из них чаще всего совершают новички?
Работа в нашей студии организована так, что исправлять глобальные ошибки не приходится — мы постоянно на связи и между собой, и с клиентами.
Ошибки в интерьере не случаются с бухты барахты — скорее всего, им предшествовал неверно понятый запрос от клиента, отсутствие собранных референсов (картинок, которые нравятся клиенту), плохо проведенное анкетирование, взаимное непонимание, некорректно выстроенное партнерство с клиентом и другие коммуникативные просчеты.
Нежная пудровая гамма в спальне
Читайте также: Что-то пошло не так: 15 ошибок дизайнеров интерьера.
В «Уютной квартире» есть и общий опросник, и отработанный регламент взаимодействия с клиентом — мы подписываем договор, мы даем домашнее задание клиенту, чтобы он собрал референсы и решил другие вопросы, в частности, с согласованием перепланировки, — то есть на каждом этапе мы фиксим ситуацию, «сверяем часы». Если и возникают какие-то рабочие моменты, они решаются быстро, не накапливаются в снежный ком.
Лофт для студента
Если говорить в целом об ошибках новичков, то чаще всего они касаются удобства планировки и цельности образа. Когда, например, хочется выделиться, сделать оригинально, но не хватает еще опыта в сочетании текстиля, декора и отделки, и получается визуальная каша. Нет чистоты, легкости, мастерства — а это все приходит с опытом.
Жизнерадостный интерьер в московской квартире-студии
Миссия вашей студии – «создавать интерьеры мечты». Без чего невозможно представить такой интерьер?
Без человека. В основе любого нашего проекта — люди. Люди, для которых мы делаем интерьер, и люди, которые его делают.